Репневский, А. В. Дожелезные кольские дороги поморов / А. В. Репневский // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 ноября 2011 года / [редкол.: А. А. Киселев (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2011. - С. 115-118.

1860 г. только промыслами там занималось больше людей, чем в те годы проживало на всем Мурмане - 7945 человек или почти 61,5 % населения уезда. Из этого числа и набирались команды, продвигавшиеся ранней вес­ ной к заветным тоням Кольского уезда. На примере, поморов Кемского уезда покажем, как организовыва­ лась пешая часть морской промысловой деятельности. В Кемском уезде самыми важными промысловыми деревнями считались Нюхча, Колежмь, Сухонаволок, Шижня, Выг-Остров, Сорока, Шуй и, конечно, сама Кемь. В выше перечисленных пунктах жили считавшиеся богатыми по тем време­ нам крестьяне. Они могли построить или купить «шилку» (небольшое бес­ палубное мореходное судно), приобрести орудия лова для промыслов, имели продовольственные припасы для своей семьи и нанятых работни­ ков: моряков, рыбаков, зверобоев. В эти деревни, чтобы наняться к судов­ ладельцам в работники, стекались жители окрестных поселений. Сформированные бригады промысловиков Кеми отправлялись в на­ чале марта на Мурман. Шли пешком и везли на собаках припасы вдоль Мурманского берега. В условленном месте каждую бригаду зверобоев поджидали лопари с оленями. Далее орудия лова и примасы везли на оле­ нях до района Колы. Там добытчики растекались по своим становищам и тотчас приступали к промыслам. Становища (станы) на Мурманском бере­ гу располагались в удобных бухтах, закрытых от ветра и штормов. Там из­ древле строились избы и сараи, хранились ходки и часть снаряжения. Эти становища со всеми постройками и имуществом до прибытия поморов за плату охранялись лопарями. Лопарям за охрану платили по 5 и даже по 10 руб. ассигнациями с каждой шнеки. Таким образом, кемчанам ежегодно приходилось проделывать путь в сотни километров. И только после того, как поморы добирались до места «посуху», на­ чинались их морские дороги. Промышленники выезжали в море на откры­ тых обычно шестивесельных лодках, называемых шняками. В исходе мая или в июне они отправляли все добытое ими в Архангельск на других гру­ зовых судах раншинах. А большие морские лодьи посылались в Норвегию, чтобы выменять еще рыбы на муку. Если обмен оказывался удачным, и лодьи были полны товара, то возвращались прямо в Архангельск для про­ дажи этой рыбы. Если же обмен муки на рыбу был недостаточным, то за­ ходили опять в свои становища и пополняли запасы рыбы. И только после этого шли в Архангельск торговать. Старались за сезон обернуться 2-3 раза. Промыслы обыкновенно продолжались до 15 августа. После этого времени все направлялись к сентябрю в Архангельск на самую большую Маргаритинскую ярмарку. Сразу по окончании ярмарки в Архангельске весь октябрь длилась Покровская ярмарка в селении Кузомень Кольского уезда. Третьей по времени Беломорской ярмаркой становилась Введенская 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz