Репневский, А. В. Дожелезные кольские дороги поморов / А. В. Репневский // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 ноября 2011 года / [редкол.: А. А. Киселев (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2011. - С. 115-118.
1860 г. только промыслами там занималось больше людей, чем в те годы проживало на всем Мурмане - 7945 человек или почти 61,5 % населения уезда. Из этого числа и набирались команды, продвигавшиеся ранней вес ной к заветным тоням Кольского уезда. На примере, поморов Кемского уезда покажем, как организовыва лась пешая часть морской промысловой деятельности. В Кемском уезде самыми важными промысловыми деревнями считались Нюхча, Колежмь, Сухонаволок, Шижня, Выг-Остров, Сорока, Шуй и, конечно, сама Кемь. В выше перечисленных пунктах жили считавшиеся богатыми по тем време нам крестьяне. Они могли построить или купить «шилку» (небольшое бес палубное мореходное судно), приобрести орудия лова для промыслов, имели продовольственные припасы для своей семьи и нанятых работни ков: моряков, рыбаков, зверобоев. В эти деревни, чтобы наняться к судов ладельцам в работники, стекались жители окрестных поселений. Сформированные бригады промысловиков Кеми отправлялись в на чале марта на Мурман. Шли пешком и везли на собаках припасы вдоль Мурманского берега. В условленном месте каждую бригаду зверобоев поджидали лопари с оленями. Далее орудия лова и примасы везли на оле нях до района Колы. Там добытчики растекались по своим становищам и тотчас приступали к промыслам. Становища (станы) на Мурманском бере гу располагались в удобных бухтах, закрытых от ветра и штормов. Там из древле строились избы и сараи, хранились ходки и часть снаряжения. Эти становища со всеми постройками и имуществом до прибытия поморов за плату охранялись лопарями. Лопарям за охрану платили по 5 и даже по 10 руб. ассигнациями с каждой шнеки. Таким образом, кемчанам ежегодно приходилось проделывать путь в сотни километров. И только после того, как поморы добирались до места «посуху», на чинались их морские дороги. Промышленники выезжали в море на откры тых обычно шестивесельных лодках, называемых шняками. В исходе мая или в июне они отправляли все добытое ими в Архангельск на других гру зовых судах раншинах. А большие морские лодьи посылались в Норвегию, чтобы выменять еще рыбы на муку. Если обмен оказывался удачным, и лодьи были полны товара, то возвращались прямо в Архангельск для про дажи этой рыбы. Если же обмен муки на рыбу был недостаточным, то за ходили опять в свои становища и пополняли запасы рыбы. И только после этого шли в Архангельск торговать. Старались за сезон обернуться 2-3 раза. Промыслы обыкновенно продолжались до 15 августа. После этого времени все направлялись к сентябрю в Архангельск на самую большую Маргаритинскую ярмарку. Сразу по окончании ярмарки в Архангельске весь октябрь длилась Покровская ярмарка в селении Кузомень Кольского уезда. Третьей по времени Беломорской ярмаркой становилась Введенская 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz