Репневский, А. В. Дожелезные кольские дороги поморов / А. В. Репневский // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2-3 ноября 2011 года / [редкол.: А. А. Киселев (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2011. - С. 115-118.

А.В. Репневский Дожелезные Кольские дороги поморов Когда обыватели рассуждают о поморах, поморской торговле XVII - начала XX веков, то обычно представляют только их морские пути-дороги по Белому морю, вдоль побережья Кольского полуострова - недаром ее символом стал рыболовецкий коч или карбас. Это понимание сужено и уп­ рощено. Оно приобретено благодаря поверхностной информации массовой печати. На самом деле каботажные и морские плавания только часть на­ пряженного годового цикла хозяйственной деятельности поморов. В рам­ ках этого цикла им приходилось совершать длинные пешие переходы. Об этом одним из первых писал архангельский историк-краевед Г.П. Попов в книге «Трудные дороги С евера...»1. Наиболее трудные ежегодные сухо­ путные маршруты поморов приходилась как раз на почти необжитую тер­ риторию Мурмана. О роли этих хозяйственно обусловленных маршрутов по пустынным пространствам Кольского полуострова идет речь в нашей статье. В рамках этого цикла им приходилось совершать длинные пешие пе­ реходы. Почти все такие ежегодные сухопутные маршруты приходилась на территорию Мурмана. О роли этих сухопутных маршрутов в хозяйствен­ ной жизни поморов и идет речь в данной работе. Самым малонаселенным был берег Белого моря и Мурманский берег в Кольском уезде. На 700 верст побережья к середине XIX века приходи­ лось всего 1548 русских душ и 150 лопарей2. Все вместе мужское и жен­ ское, прибрежное и внутренне население Кольского уезда по 8-й ревизии того времени насчитывало всего 7162 человека3. Не очень изменил демо­ графическую ситуацию и процесс колонизации. Им немало приходилось передвигаться по Мурману сухопутными путями. Регулярнее всего и большим числом людей проделывали пешие пути по Кольским дорогам поморы южного по отношению к колянам Кемского уезда. Поэтому кемчан можно считать не только знатными мореходами, но и «пешеходами». Население в «южной» Кеми было более плотное. Около 1 Попов Г.II. Трудные дороги Севера: историко-краеведческий очерк. Архангельск. 2007. 403 с. (См. главу «На лошадях, карбасах и оленях в далекую Колу» - С. 167-197. Рейнеке. Гидрографическое описание Белого моря (продолжение).// Архангельские губернские ведомости. 1846. № 15. - С. 237. Обозрение отраслей промышленности жителей Кольского уезда.// Архангельские гу­ бернские ведомости (без автора). 1839. №3. - С. 8. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz