Разумова И. А. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (по материалам городов Кольского Заполярья)» / Разумова И. А., Змеева О. В. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 288-300.
296 Вестник антропологии, 2024. № 3 Старшинство наставника по возрасту признается, поскольку ассоциируется с жиз ненным опытом и большой практикой работы. Но на нем никто не настаивает, в том числе пожилые информанты: «Разные ситуации бывают. Бывают и помоложе. У стар шего опыт есть, а этот мыслит по-другому. Он может быть более образованным. Ска зать по-научному, объяснить, разложить по полочкам. Почему бы и нет? Старший, если понимает, то прекрасно. Он тоже может взять себе, на свой опыт» (ПМА1-9). Молодые апеллируют к различию опытов и новым технологиям: «Вообще есть та кая тема, что человеку тем больше доверяют и просят советы, чем он старше. Есть стереотип, что чем старше, тем больше прожил и более опытнее. Но на практике не всегда так получается. И опыт у всех очень разный. И информационный пузырь у всех разный. Особенно с нынешним временем, в связи с тем, что интернет появился. И ценности у всех разные. Так что тут больше вопрос личного доверия» (ПМА1-6). Возраст человека и рост числа источников информации относятся к причинам, по которым в жизни остается меньше места наставникам: «Чем старее, старше ... уже нет у меня (наставников — И. Р., О. З. ). Когда я еду в отпуск, у меня всегда иконка маленькая. Я беру её с собой ... А чтобы к кому-то прийти ... Может, была бы мама. Опять я бы к ней. Я люблю спрашивать» (ПМА1-13); «Сейчас много источников информации. Надо информацию, идёшь и получаешь. Так что, кого-то слушать? На верное, с возрастом чувствуешь, что сам уже всё знаешь. Пожил уже» (ПМА1-14). Заметим, что информанту 35 лет, сам он учитель и занимается дополнительным об разованием с желающими, то есть и является, и считает себя наставником. С его точки зрения, в отношения наставничества вовлечено все общество: «Свято место пусто не бывает. Если ты не заполнил это место своим наставничеством, то он най дёт наставничество в другом месте. Человек же существо социальное. А в социуме все роли распределены. Либо ты наставник, либо тебя наставляют» (ПМА1-14). Наставников предоставляет людям сама жизнь, что не исключает личного вы бора: «Родителей, родных не выбирают, Учителя выбираешь по велению сердца, а житейские ситуации, обстоятельства жизни многое решают за тебя» (ПМА2-2); «Наставники сами складываются. Лучшие друзья — никто же не выбирает луч ших друзей, но они есть. Наставника тоже никто не выбирает, но это может быть определённый человек» (ПМА1-5); «Это вопрос очень индивидуального доверия» (ПМА1-6). А на вопрос о том, не лишает ли наставничество человека самостоя тельности, есть ответ: «Я считаю, что нет. Но я объясню почему. Потому что у нас, у всех людей на земле наше личное мнение сформировано кем-то другим. Мы ... на земле очень мало людей, которые действительно имеют какое-то определённое, своё мнение, не навязанное кем-то другим, обществом, родителями, друзьями. Нашим родом, нашей страной, миром в целом» (ПМА1-11). Группа вопросов была направлена на отношение к современным формам обу чения, «коучинга», получившим широкое распространение благодаря информаци онным технологиям, и возможному сопоставлению их с наставничеством. Мнения ожидаемо различались, но, вопреки ожиданию, молодежь была не менее осторож ной и критичной в оценках, чем старшие. - А вот всё больше появляются разные коучинги, тренинги. Это как-то связано с наставничеством ? - Я считаю, они и есть наставники (ПМА1-8). - Коучи это, как правило, групповые. Ориентированные на группы, десять человек. А наставник он более конкретный (ПМА1-5).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz