Разумова И. А. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (по материалам городов Кольского Заполярья)» / Разумова И. А., Змеева О. В. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 288-300.
Разумова И. А., Змеева О. В. Наставник и наставничество. 295 ному пути, куда нужно. На работе обучали тому, что я должна знать, что я должна делать. Свои обязанности» (ПМА1-8). В течение жизни человека его наставниками оказываются разные люди, и сам он является то наставляемым, то наставником: «Наставник меняется в течение жизни. И в каждый определенный период он другой обычно. Наставник не может быть оди наковым наставником с детства до старости» (ПМА1-5); «я про хабзайку1говорю, потому что потом-то я уже большой был. Уже после армии таких наставников не было. А вот в хабзайке, да, вот эти наставники были. Когда практику проходил, учи ли меня там. На автокране как ездить» (ПМА1-3); «В первую очередь, это отец. Ему можно проблемы рассказать. Он поможет найти решения, подскажет ... Друзья, ко торые были старше меня в школе, старшеклассники. Учили программировать. Учи тель» (ПМА1-14); «Невозможно постоянно быть наставником. Невозможно быть учеником. Мы же играем все роли. И эти роли меняются в разных ситуациях. Часто для меня, допустим» (ПМА1-11). Логично предположить, что наставников тем больше, чем прагматичнее пони мается наставничество. Ответы на вопрос о том, любой ли человек может стать на ставником, значительно различались, в том числе по аргументации: «Я думаю, что каждый человек, вот так вот, косвенно может быть. Всё равно у каждого есть пре имущество в чём-то. Кто-то хорошо вяжет, кто-то готовит, кто-то шьёт» (ПМА1- 12); «Думаю да, а почему нет? В какой-то своей сфере. Если мы касаемся рабо ты» (ПМА 1-4); «Конечно, любой. Здесь важны не качества наставника, а желание учиться» (ПМА2-1); «Любой, все дело в личности» (ПМА2-2); «Нет. У кого-то это просто не дано» (ПМА1-2); «Не любой хочет быть наставником. Не все привыкли давать советы, даже если это неформальная обстановка, поскольку не все уверены в своём мнении, даже если они много чего пережили» (ПМА1-6); «Нет, не любой человек может быть наставником. Всякие люди есть. Есть такие, что со всем серд цем, со всей душой к тебе. Помогут, сделают всё. А другой просто рукой подвинет ... И пойдёшь ни с чем, и делай сама, что знаешь. Наставник — это большой души человек» (ПМА1-10). Желаемые качества наставника, которые информанты называли в ответ на пря мой вопрос или в разной связи, группируются в две категории: (1) уровень развития личности и (2) отношение к людям и поведение. К первым относятся знания в своей области, «грамотность», профессионализм, «житейская мудрость». В двух случаях отмечалось: «должна быть сформированная личность», «должен быть одарённой личностью даже без высокого образования». Качества второй группы более дета лизированы и разнообразны по формулировкам. От наставника требуются терпе ние (оно упоминается чаще всего), выдержка, деликатность, такт, дружелюбие, ком муникабельность, настойчивость и гибкость. Он должен быть примером, уважать других людей и внушать уважение, уметь расположить к себе и вызывать доверие, уметь объяснять, иметь желание заниматься наставничеством. В рассуждениях о наставничестве как межличностных отношениях информанты, особенно молодые, чаще всего упоминают «доверие», «понимание», «эмоциональную связь». 1Хабзайка — народное обозначение профессионально-технических училищ (ПТУ), возникших в конце 1950-х — начале 1960-х гг. на базе школ фабрично-заводского обучения (ФЗО); их уча щихся в просторечии называли «фабза», или «фабзайцы», позже слова трансформировались в «хабза», «хабзайцы» и сохранились в ряде городских и областных диалектов, в том числе в Мурманской, Калининградской областях, Петрозаводске, Перми и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz