Разумова И. А. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (по материалам городов Кольского Заполярья)» / Разумова И. А., Змеева О. В. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 288-300.

294 Вестник антропологии, 2024. № 3 ставить цели и видеть, какие задачи нужно решить для достижения данных целей. Он набирает людей и ведёт их ... Поводырь. Как собака поводырь. Должен быть ве­ рен своей идее» (ПМА1-14); «направляющий, тот человек, который направляет по пути» (ПМА1-5); «чтоб потом по жизни шёл и, как говорится, с опытом» (ПМА1-9). Наставничество — это помощь, поддержка в пути, жизненном и профессиональ­ ном. Самый важный этап — отправной: «Наставник как я понимаю? Это человек, который даёт напутствие. Другому человеку в жизни. Передаёт свои знания. Ведёт человека в жизнь» (ПМА 1-15). «Наставник» понимается в «высоком» и конкретном смыслах. Это «человек, ко­ торый тебя, как бы это ни звучало, наставляет по жизни. Или, допустим, это настав­ ник какой-то определённой, скажем так, узкой направленности, он тебя ведёт по этой направленности. Говорит, что и как тебе делать. Возможно, помогает какими-то со­ ветами» (ПМА1-12). Проблемы использования понятия информанты ощущают или осознают: «Наставник — это человек, который учит, как правильно жить. Ты ему дове­ ряешь. В моей жизни наставником были мама и папа. Мне, наверное, если про настав­ ничество, легче про маму сказать. Я наставника знала только по работе» (ПМА1-13); «То есть начальник — это тоже наставник, по-своему. Я считаю, что родители могут быть наставниками. Они же тоже нас ведут по жизни. То есть наставник — это такое размытое понятие» (ПМА1-11); «Наверное, очень много людей, которые вообще не используют это слово. Но они являются наставниками» (ПМА1-12). В разговоре с представителями рабочих специальностей и старшего поколения тема наставничества перетекала в рассказ о коллективе и людях, которые «всегда помогали», независимо от возраста и статуса. Нередко к таким относились «все»: «Не было никакого различия, что ты начальник, что наставник. Было, нормальное хорошее общение, вообще хороший коллектив был». В ходе беседы само понятие оказалось под вопросом: «Что-то у нас не было такого слова “наставник”. Это сей­ час, может быть? Постоянно по “Народному” (телеканал в Кировске — И. Р., О. З.) показывают: наставники, н аставники . А раньше как-то ... в любое время помогут. В любое время помощь окажут» (ПМА1-10). В других случаях приводились альтер­ нативные примеры, и лейтмотивом становилось «все люди разные» — с уточнени­ ем, что в основном помогали друг другу. «Размытость» касается и функций, и субъекта наставничества, которые опреде­ ляются по собственному разумению: «Наставник по жизни — это тот человек, ко­ торый всегда рядом с тобой, либо это какое-то эфемерный предмет, существо и так далее. Не знаю. Книжка — наставник по жизни. Вот я её законами, трактатами сле­ дую, и так далее» (ПМА1-2); «Это человек, который тебе помогает, наставляет, как сказать, на путь истинный. То есть даёт рекомендации, помогает; он должен везде, мне кажется, допустим, если есть какая-то жизненная ситуация и не знаешь, как по­ ступить» (ПМА1-1); «Смотря что имеется в виду. Наставник на работе, наставник духовный, наставник в образовательной среде. Разные роли бывают» (ПМА1-6). Противоречие между двумя, как минимум, уровнями понимания разрешается тем, что разграничиваются «наставник по работе» и «наставник по жизни», у которых разные функции: «Ну, наставником по жизни обычно идут мама и папа, а по работе наставником кто может быть? Ну, вот, кто обучал. Вот, допустим, когда в автоко­ лонне работала, там тот, кто меня обучал, был наставником» (ПМА1-1); «Ну, семья, естественно, положительное влияние оказала. Потому что направляла по жизнен­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz