Разумова И. А. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (по материалам городов Кольского Заполярья)» / Разумова И. А., Змеева О. В. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 288-300.

Разумова И. А., Змеева О. В. Наставник и наставничество. 293 знаний и опыта, возникают, во-первых, при отсутствии обратной связи обучаемого с «источником» наставлений (информация вместо коммуникации), во-вторых, если коммуникантами человека служат символические предметы, природные существа и локации, произведения и образы искусства, метафизические сущности (святые и ан­ гелы-хранители, умершие предки и т. д.). Например, одна из информантов, которая «двадцать лет назад были на мощах Матроны Московской», отвечая на вопрос о сво­ их наставниках, призналась: «Мне, когда нужно высказаться, какие-то сложности ... мне легче прийти в церковь ... Нет, я не с батюшкой. Я не делаю никаких служб. Я просто от себя, я просто представляю Матронушку, как она мне должна помочь. Вот это вот у меня больше. Когда мне плохо, я обращаюсь к Матронушке» (ПМА1-13). Такие способы обращения к «наставляющим инстанциям» интересны, прежде все­ го, этнографам, изучающим мифо-ритуальные традиции и религиозные представле­ ния. Психологи в этой связи рассматривают феномен «внутреннего наставничества» (см., напр.: Красило 2006), а искусствоведы, литературоведы — особенности худо­ жественного воплощения феномена наставничества (Лапко 2009). Отдельную проблему составляют разнообразные виды Интернет-«наставниче- ства», чрезвычайно распространенные в наши дни. Они включают обучающие и консультативные онлайн-сервисы, тренинговые программы, сайты многочисленных блогеров — от ученых, психологов, врачей, юристов и т. д. до неких личностей, делящихся своими профессиональными и обыденными знаниями, «житейской му­ дростью», бытовыми умениями или навязывающих определенные взгляды и вкусы. Одной из задач нашего исследования было выявить отношение информантов к «на­ ставничеству» такого рода. Результаты полевого исследования Исследование проводилось методом интервьюирования в октябре 2023 г. Мы учитывали желательное представительство среди информантов лиц разного возрас­ та, образования, вида деятельности, а также наличие в их составе тех, кто выполнял обязанности наставника на своей работе, и профессиональных педагогов. В числе 17 интервьюируемых были 10 человек со средним профессиональным образовани­ ем, 5 человек с высшим образованием (1 с ученой степенью) и 2 учащихся; мужчин 7, женщин 10, возрастной диапазон от 14 до 82 лет. В большинстве случаев интервью превращалось в беседу, в ходе которой участники выясняли, что относится к «наставничеству», используя примеры и разбирая конкрет­ ные случаи. Интервьюеры и их собеседники взаимно предлагали ситуации и пыта­ лись определить, в какой роли здесь выступает официальный наставник, «советчик», «помощник», тренер, напарник по работе, член семьи, друг. Информанты начинали размышлять во время беседы («хороший вопрос», «сложный вопрос», «можно и так»). Наставник — профессионал в каком-то деле, и «он обучает тебя той работе, ко­ торую он умеет» (ПМА1-4), но наставничество «это не профессия, не род занятий» (ПМА2-2), «наставничество существует практически во всех сферах нашей деятель­ ности» (ПМА1-15). Наставник не только «знает», «умеет» и «обучает», но «помо­ гает по всем вопросам в случаях возникновения трудностей» (ПМА1-5), а в первую очередь, «направляет», «наставляет на путь», «ведет»: «это человек, который спо­ собен чему-то обучить и вести за собой. Вести к какой-то цели. Который способен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz