Разумова И. А. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (по материалам городов Кольского Заполярья)» / Разумова И. А., Змеева О. В. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 288-300.

Разумова И. А., Змеева О. В. Наставник и наставничество. 291 осмысления «наставничества» и «наставника», а также развития отношений на­ ставника с наставляемым. Сформировались новые сферы, в которых использует­ ся передача профессиональных навыков, включая киберпространство. Между тем представители этих сфер, в том числе молодые, живущие уже в мире англицизмов, открыли для себя забытое русское слово. В русском языке нашлось понятие, ёмкое в смысловом отношении, укорененное в культуре и игнорирующее идеологические различия. Оно объединило функционально разнохарактерные практики за счет уни­ версальности заложенных в его смыслах антропологических ценностей. Чтобы определить смыслы, вкладываемые в понятия «наставник» и «наставни­ чество» разными людьми — носителями русского языка, мы предприняли полевое исследование в городах Апатиты и Кировск Мурманской области. Оно было нацеле­ но на углубление понимания наставничества, выявление интерпретаций понятия и роли, которую люди отводят наставникам в своей жизни. Наставничество прямое, опосредованное и метафизическое При осмыслении наставничества важно разграничить два аспекта: функциональ­ ный и коммуникативный, включающий способы и качества общения. Среди разных видов обучения и воспитания, в том числе в истории педагогики, отношение настав­ ничества чаще характеризуется, во-первых, как межличностное и личностно-ори­ ентированное, во-вторых, основанное на взаимном доверии и принципе конфиден­ циальности, в-третьих, непосредственное, контактное, в-четвертых, неформальное (Баранникова, Безрогое 2013; Гаспаришвили, Крухмалева 2019: 112; Нугуманова, Яковенко 2020: 5; Скуднова 2023: 260). В традиционной культуре оно предполагает передачу знаний, опыта, ценностей, навыков «из рук в руки» или словесно (в на­ родном пении — «с голоса») от мастера к ученику. Письменные, а затем и мульти­ медийные технологии предоставили более широкие и разнообразные возможности. Многообразию ситуаций и способов наставнической коммуникации сопутствует пе­ реосмысление феномена наставничества. Является ли «наставничеством» автокоммуникативное общение с книгами, учеб­ никами, произведениями искусства, обучающими программами СМИ и т. д.? В та­ ком расширенном понимании нет необходимости, если использовать понятие как термин, обозначающий социальную практику и исключающий метафорическое употребление. Способы обучения, восприятия любого опыта, в которых отсутствует непосредственное взаимодействие социальных субъектов, относятся к самообразо­ ванию, как и утверждения из ряда: «моими лучшими наставниками были книги», «люди всему учились у природы» и т. п. Потребность в наставничестве, далеко не всегда осознаваемая, проявляется в желании взаимодействовать, прежде всего, с не­ коей личностью (артистом, спортсменом, героем, любым профессионалом), кото­ рая вызывает уважение, восхищение или сходные эмоции. Для того чтобы процесс осуществился, нужна встречная потребность — наставлять. Таким образом, через книгу неформальное наставничество осуществляется в случаях, когда автор нацелен на образовательные, просветительские, воспитательные результаты, а заинтересо­ ванный читатель (зритель, слушатель) вступает с ним в личный контакт. Показателен пример из практики популяризации науки в советский период. Во второй половине 1920-х-1930-е годы публиковалась серия книг «Занимательная на­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz