Разумова И. А. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (по материалам городов Кольского Заполярья)» / Разумова И. А., Змеева О. В. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 288-300.

290 Вестник антропологии, 2024. № 3 Введение О наставничестве, которое вновь стало злободневным, написано много теоре­ тически основательного и полезного, но, несмотря на обилие специальной лите­ ратуры, а может быть, и вследствие этого, значительный ряд проблем сопряжен с осмыслением и идентификацией наставничества и в конкретных случаях, и как со­ циально-культурного феномена. Почти невозможно учесть все многообразие соци­ ально-сетевых и ситуационных взаимодействий, в которые включены наставники и наставляемые. Наставничество относится к «культурным универсалиям», будучи механизмом социальной преемственности во все эпохи. В национальной культуре сталкиваются укорененные и обновленные значения понятия, которые связаны с литературной, философской, религиозной традициями, актуальной наставнической деятельностью и словоупотреблением. У носителей русского языка слово «наставник» способно вызвать ассоциативный ряд, не связанный преимущественно с педагогическими феноменами, хотя с советско­ го времени «наставник» и «наставничество» стали привычными в значениях сугубо инструментальных. Согласно толковым и этимологическим словарям русского и сла­ вянских языков, ключевые смыслы слова: «направлять, оказывать помощь, поддержку в совершенствовании на жизненном пути» (Лапко 2009: 3). Понятие «путь» в данном случае осмысливается как духовное восхождение, развитие личности. Направление и сопровождение, соучастие в судьбе подопечного «есть особая миссия наставника как значимого взрослого, способного приблизить к себе человека и постараться понять его, проникнуться миром его чувств и переживаний, добиться доверия, обеспечить прорыв в той деятельности, от которой зависит успех» (Морозов 2023: 31-32). Наставничество — это совокупность традиций. Есть сферы, в которых оно ис­ пользовалось издревле, а есть такие, для которых само понятие оказывалось прив­ несенным извне, то есть новационным. Так, в советский период наставничество на производстве вначале стало общественной практикой, инициированной государ­ ственными потребностями в организации производства, в развитии, прежде всего, начального и среднего профессионального образования. Затем оно распространи­ лось на другие социально значимые сферы и превратилось в традицию, поддержи­ ваемую идеологией советской индустриализации и формирования нового человека. Понятие, наделенное соответствующими значениями, внедрилось в разнообразные практики, выходящие далеко за рамки производственных: общеобразовательные, медицинские, административные. В дальнейшем с размыванием, а затем и уничто­ жением советских идеологических ориентиров, наставничество утратило высокие целеполагающие смыслы, сохранив лишь узкое значение. Оно начало восприни­ маться как «коммунистический пережиток», навязанный руководством и формаль­ ный. Педагог с большим стажем работы высказалась так: «Слово наставник не греет мою душу и откровенно не нравится, ибо несёт оттенок официального наставниче­ ства советских времён» (ПМА2-2). Новые политические, экономические контексты и формирование киберкультуры, идеология индивидуализма, парадигма «глобаль­ ного рынка» оставили в прошлом советскую традицию наставничества и вместе с ней более или менее определенное понимание «наставничества». После объявления Президентом РФ в стране 2023 года «Годом педагога и на­ ставника» (Указ 2022) выявилось разнообразие практик, действующих в поле смыс­ лов прошлого: «дореволюционного» и «советского» опытов функционирования и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz