Разумова И. А. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (по материалам городов Кольского Заполярья)» / Разумова И. А., Змеева О. В. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 288-300.
298 Вестник антропологии, 2024. № 3 Выводы Понятие наставничества не имеет строгой определенности. Во-первых, это след ствие многофункциональности института, если вообще можно говорить об инсти туте наставничества как таковом. У него три только основных функции: образова тельная (учитель), воспитательная (воспитатель), профессионально-адаптирующая (мастер, профессионал). Применительно к каждой из них определяются разнообраз ные задачи и существует ситуационная вариативность. Соответственно варьируют требования, предъявляемые к наставнику обществом и наставляемыми. Во-вторых, многозначно само понятие, относящееся к категории культурных концептов. Его смыслы находятся на разных уровнях глубины и обобщения и ос ложняются множеством ассоциаций: от культурно-исторических до индивиду ально-биографических. С одной стороны, для использования в аналитических и инструментальных целях необходимо каждый раз определять и уточнять границы понятия, как это делают авторы научных статей. С другой стороны, у носителя рус ского языка есть некое неразложимое представление о феномене «наставник», и его трудно определить иначе, только если «учитель с большой буквы». В этом смысле наставничество — не столько обучение и воспитание, сколько качественные свой ства этих процессов, не вид деятельности, а культурная миссия. В обыденной речи слова «наставник» и «наставничество» используются редко и больше в ироническом ключе. В других случаях они уместны там, где возможен «высокий стиль»: в биогра фических текстах, торжественных речах, юбилейных поздравлениях. «Наставничество» как культурный концепт и нечетко очерченная совокупность практик не только определяет векторы, формы и качество культурной преемственно сти, но создает особую динамичную сеть взаимоотношений человека со «значимы ми другими». Они могут быть постоянными проводниками на жизненном пути или помощниками на этапах самоопределения, вхождения в профессию и в сложных си туациях. В зависимости от смысловых различий формируются типы наставнических отношений и наставников: от «Учителя жизни» до советчика в конкретных рабочих и бытовых ситуациях, от единственного наставника до большого числа людей, с которы ми происходит повседневное общение. Наставничество — это социально-культурная роль или, скорее, совокупность ролей, исполняемых по отношению к человеку и им самим. Важно, кто (что) и кого, когда и как долго, зачем и чему наставляет. Следует признать, что административная практика, начатая в России в 2008 г., посвящать каждый год одной социально-культурной сфере, безусловно, вызывает общественный интерес к нуждающимся в сохранении и государственной поддержке базовым ценностям и национально-культурным концептам. К таким относятся «на ставничество» и «наставник». Источники и материалы Баян 1950 — Баян О. А. Советский ученый и дети // Семья и школа. № 2. 1950. С. 18-21. Каменев 2020 —КаменевЕ. А .Имена на карте / Науч. ред. О. В. Змеева. М.: Наука, 2020. С. 65-66. Разгон 1983 — Разгон Л. Э. Зримое знание. М.: Книга, 1983. 253 с. ПМА 1 — Полевые материалы авторов. Интервью, записанные в октябре 2023 г. в городах Апатиты и Кировск Мурманской области. Информанты: 1— Анна, 1974 г. р.; 2 — Нико лай, 1996 г. р.; 3 — Василий, 1958 г. р.; 4 — Евгений, 1995 г. р.; 5 — Андрей, 1996 г. р.; 6 — Марина, 1995 г. р.; 7 — Екатерина, 2009 г. р.; 8 — Наталья, 2005 г. р., 9 — Сергей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz