Разумова И. А. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (по материалам городов Кольского Заполярья)» / Разумова И. А., Змеева О. В. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 288-300.
Разумова И. А., Змеева О. В. Наставник и наставничество. 297 - Мне кажется, это может кому-то помогать. Но в первую очередь это выбивание денег. Там, где деньги, там нет никакого доверия» (ПМА1-13). - Естественно, это ... не полноценные наставники. Ему перестанут платить, и он перестанет наставлять» (ПМА1-14). - Не уходит ли наставничество в Интернет-пространство? Есть у Вас примеры того, как «люди из Интернета» становятся наставниками для молодежи? - Блогеры, например. Админы каких-то групп в социальных сетях, которые посвящены вопросам сложных жизненных ситуаций. Психологические, психотерапевтические паблики. Например, группы по подготовке к предметам и в университете, и в школе. Это тоже в некотором смысле наставничество. Обезличенное, но наставничество (ПМА1-6). - Там нет эмоциональной связи. Она может появиться только когда ты сидишь с человеком тет-а-тет. Когда ты знаешь его лично. Когда ты смотришь ему в глаза. А если это онлайн? Я считаю, что нет привязки к этому человеку (ПМА1-11). - Кажется, что в этом плане ничего не поменялось с прошлых времён. Раньше люди читали книги и там искали модели поведения....... Мне кажется, что интернет — это те же самые книги, фильмы. А наставничество просто формат передачи (ПМА1-14). - Только негативные примеры, когда дети под влиянием таких наставников куда-нибудь «влипают» (ПМА2-1). - Наставник советует серьёзно. А в интернете наставник может быть достаточно поверхностным. Я лично так понимаю (ПМА1-5). - Для меня живой человек наставник. Настоящий. А в интернете? Нет (ПМА1-10). - Нет ли в этой ситуации опасности? - По учебным материалам нет. А вот что касается психологии и психотерапии, то тут всё скользко. Лучше не воспринимать на веру (ПМА1-6). - Есть, конечно <...>. Не разобравшись в теме, не обладая компетенцией. И транслируете на всю свою аудиторию, для которых являетесь наставниками. Им проплатили. Дали денег, и эту аудиторию используют в своих целях (ПМА1-14). - На мой взгляд, в этом есть большая опасность. Интернет может помочь скрыть подлинное лицо наставника, и человек, особенно легко внушаемый, может принять иллюзию за подлинность (ПМА2-2). - Смотря что они там проповедуют, можно так сказать. Если все нормально, т о . А может они там за фашизм проповедуют. Тогда нет, конечно. Такие не нужны наставники (ПМА1-3). Таким образом, по мнению большинства информантов, коллективные «коучин- ги», психологические и прочие «тренинги», не говоря уже об Интернет-блогерстве, противоречат основным критериям наставничества как обучающей, развивающей и воспитательной деятельности в силу коммерциализации, непрофессионализма «на ставников», обезличенности и, главное, отсутствия доверия к ним.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz