История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПОМОРСКОЙ СЕМЬИ - _____________ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ Понятия «культурное наследие» и «традиция» в последнее время вновь привлекают внимание наук о культуре. Очевидно, это связано с многообразием смыслов, которые в них вкладываются. Кроме того, эти слова, слишком часто употребляемые в публицистической и обыденной речи, во многом лишаются конкретного содержания, становятся почти бессмысленными клише. Возникает необходимость еще раз переосмыслить и определить их значение. В нашем случае обратить на это внимание необходимо, поскольку настоящее издание знакомит с конкретными фактами культуры, которые самими их создателями и носителями рассматриваются в качестве «наследия» - семейного и локального. Одновременно данные артефакты могут быть сопоставлены с подобными явлениями культуры и прокомментированы в более широком контексте - с учетом времени, социально-исторических и прочих обстоятельств их существования. И тогда окажется, что даже неполная выборка рукописных и прочих архивных материалов, принадлежащих одной семье, может дать достаточно глубокое представление о том, как осмысливает себя культура, из чего формируется «наследие» и как развивается «традиция» - в их корректном научном понимании. Такое понимание, в частности, сформулировано социологом культуры А.Б. Гофманом в одной из новейших работ, посвященной традициям и инновациям в современной России: «Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Составными частями традиции являются объекты социокультурного наследия (то, что передается), процессы наследования и его способы. В качестве традиций выступают самые разнообразные явления: определенные культурные образцы, социальные институты, нормы, ценности, знания, обычаи, ритуалы, стили и т.д.» (курсив Гофмана. - И.Р.) [Гофман, 2008, с. 18]. Процессы и способы наследования зависят от форм существования наследия: устной и письменной, вещественной и поведенческой, которая передается через подражание или обучение. «Наследие» относится к прошлому, но существует в настоящем и зависит от того, насколько память конкретных людей, семей, местных сообществ способна стать «историей» для представителей последующих поколений. Она воплощается в рукописях и публикациях, предметах-реликвиях и архивных документах, которые не только хранятся, но и используются. Некоторые исследователи культуры предлагают различать «большую» и «малые» традиции. Мы не уверены в корректности самих обозначений, но принцип разграничения представляется логичным. С одной стороны, существует традиция, которая «сохраняется сама по себе», неосознанно, в локальных, прежде всего, негородских общинах. Добавим, что к ней следовало бы отнести весь спектр явлений, которые считаются «само собой разумеющимися», независимо от того, к какому типу общности, модернизированной или сельской, они относятся. С другой стороны, есть традиция, которая сознательно культивируется «мыслящим меньшинством»: специалистами, историками, учителями, духовенством и т.д. Она передается большинству через культурно­ 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz