История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

вытряхивалась рыба и укладывалась в ящики, неглубокие специальные для рыбы. Люди весело переговаривались, шутили. Воздух свежий, морской, и хороший улов снимали усталость бессонной ночи. Местные коты пользовались даровым кормом, таскали рыбку за рыбкой. Наша кошка принесла с десяток отборных селедок и сложила их кучей. Бабушка конфисковала у нее селедку и сварила уху. В тот раз у нас никто не ездил за рыбой. Кисоньке остались только косточки. Как-то вечером мама и я поставили сети в Губе, напротив порта, а ночевать приехали домой, так как было недалеко. В 4 часа ночи маме жалко было нас будить, и она поехала одна поднимать сети. В тот раз селедки в сетях было много, и около наших сетей ходили две белухи. Когда мама начала поднимать сети, одна белуха подошла очень близко, ее шумный вдох напугал маму. Она вскрикнула. Недалеко поднимали сети кто-то из соседей и поддержали ее криками. На зиму у нас в сенях всегда стояли две бочки «семерки» по 7 пудов селедки, бочонок с треской (пертуйки - маленькие тресочки), ушат с брусникой, банки с грибами, бочка капусты (покупали), в подвале картошка (всегда хватало до июня на всю семью), в хлеву 8-10 овечек, 2-3 козы, куры 9-10 штук. На праздники - Новый год, Рождество Христово и Пасху забивали овечку или барашка. Мама сразу со свежей печенкой делала вкусную тушеную картошку. В подвале стоял бочонок с подошедшей брагой (эту брагу мама умело готовила). На праздник собирались родственники и друзья. Женщины не пили совсем, мужчины пили в меру. Вели веселый разговор. Рассказывали всякие истории и пели. Как они пели! Без музыкального сопровождения, правильно выводя мелодию первым и вторым голосом. Нас, детей, за стол не сажали, но и не отправляли из дома. Мы сидели на печи и слушали разговоры взрослых, их песни. Надо сказать, что даже выпившие люди не допускали в разговорах нецензурные выражения или недостойные темы разговора. А еще у мамы получались очень вкусные студень и шаньги. Я больше всего любила теплики, такие шаньки без начинки, только помазанные сметаной. Тесто мама ставила всегда с вечера. Как-то особенно торжественно. Голову повязывала чистой белой косыночкой (она ей очень шла) и одевала чистый фартук. Ночью раза два она опускала подошедшее тесто ложкой и только утром замешивала до густоты. Потом топила печь, ставила в чугунах пойло для овец, в кастрюлях щи для семьи и кашу. Когда вскипало пойло, она ухватами вытаскивала чугуны, разливала горячее пойло по тазам с сухими листьями (один таз овечкам, другой - козам), доливала холодной водой, и кто-нибудь из детей относил их в хлев. Овечки и козы дружно принимались за еду. В хлеву было тепло и даже уютно. Я любила подсунуть овечкам или козам лишний веничек и смотрела, как они радуются зелень™ веточкам. Мама не одобряла эти мои действия и беспокоилась, чтобы зеленого корма хватило до первой травки. Когда животные были накормлены, их выгоняли в загон, а в хлеву начиналась уборка. Мама в это время лепила шаньги, кулебяки, теплики и плюшки. В печи догорали угли. Крупные угли собирали на совок и ссыпали в морильник (такая специальная кастрюля на ножках и с крышкой), там они остывали, а потом ими (топили) грели самовар. Мелкие угли, оставшиеся в печи, разметали по сторонам налево и направо помелом и уже на чистый пол печки укладывались противни с помощью длинной деревянной лопаты - пекла, и топка печи закрывалась 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz