История семьи Жидких на фоне поморской культуры : исследование и публикация по материалам Г. Ф. Белошицкой / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр., Центр гуманитар. проблем Баренц-региона ; [общ. ред. и вступ. ст. И. А. Разумовой ; подгот. текстов, сост. и коммент. О. В. Змеевой, И. А. Разумовой]. – Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. – 183 с. : ил., фот., портр.

тогда 25 лет, она говорила, что ей всю дорогу приходилось бежать, так как спешила к ребенку, а еще потому, что очень боялась ходить одна в лесу. Ответственность за ее отсутствие брал на себя Подурников Иван Семенович. Время было такое, что покидать работу даже кормящей матери было нельзя. Теперь мне хочется отвлечься и приостановиться на описании очень интересной и колоритной личности Подурникова Ивана Семеновича - отчима нашей мамы. В молодости он служил в отряде Белой гвардии, был проводником белогвардейского отряда в Кандалакшу57. Земляки об этом знали, и когда победили красные партизаны, для деда настали тревожные времена. Он очень боялся, что его привлекут за это в НКВД. Но дело как-то обошлось. Дед вступил в колхоз им. Сталина и трудился, трудился, трудился. Внешне он был высок и широк в кости, богатырского телосложения и силой обладал богатырской. Ходил уверенно, неторопливо, выкидывая стопы ног немного в стороны. А кулаки его были похожи на кувалды. Я, будучи еще дошкольницей, часто бывала у них в гостях, и сидя за столом, видела эти дедовские руки, сложенные на столе. Кулак был существенно шире самой руки. Дед выполнял в колхозе различные работы. Во время путины его привлекали на ловлю семги, а в зимнее время он работал в колхозной конюшне. Лошадей любил самозабвенно. Кони у него всегда были здоровы, сыты, шерсть лоснилась. Не дай Бог если кто-то поранит лошадь, или измотает работой, тот имел дело с Иваном Семеновичем. Первомайские и ноябрьские праздники дед всегда стоял на трибуне во время демонстрации, как представитель колхозного крестьянства. Высокий богатырь с окладистой бородой, чем-то на Илью Муромца похож. У них в доме в красном углу были иконы, завешенные занавесками, а ниже на стене приколоты портреты Ленина и Сталина. Дед верил в Бога, но и должен был считаться с тем временем, в котором жил. 1941 г. Война, все мужчины на фронте, и женщинам приходилось выполнять весь объем работ колхоза, только без мужчин. Как-то летом на острове Оленьем бригада женщин, в которой была и наша мама, косили траву, заготовляли корм для колхозных животных. Косить приходилось на болотах, по колено в воде. Мама сильно застудила ноги и заболела ревматизмом. Ее освободили от работы в колхозе. Лечилась мама дома и лечила ее бабушка щелоком. Нагревалась вода с золой, и сколько можно терпеть в горячую воду погружался больной. Вылечить ревматизм удалось щелоком и молитвой. Мама всю жизнь слушала свою свекровь, была ей первой помощницей, а внучки стали для бабушки дочками (свою единственную дочку бабушка схоронила в 2-летнем возрасте). Она крестила их, не спрашивая согласия родителей, Валю и Шуру в нашей старинной Предтеченской церкви, приводила их к Святому Причастию. А война продолжалась. Кандалакшу бомбили. Мама потеряла мертворожденного ребенка, так как в одну из бомбежек, прячась под печкой, она сильно ударилась. Одна из бомб упала в 100 метрах от нашего дома и угодила она в Саввинский угор. Село спасло только то, что основная сила взрывной волны ушла в море, но стекла все же были выбиты во многих избах и кое-где разрушились печки. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz