Разумова, И. А. «Свобода» как один из ключевых определителей Севера // Живущие на Севере: опыт и прогнозы : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 5-12.

переезд связан с «бегством» от житейских проблем, являясь традиционным способом их разрешения: «Вы знаете, у меня, когда личная судьба не сло­ жилась < ...> и у меня было ощущение, что я улитка, которая в скорлупку залазит, и сидит < ...> . И лично в итоге я сюда забралась. И теперь, я вы­ гляну, что мне надо посмотрю, и опять заберусь < ...> . Я вот, знаете, как это в своем этом, в своем мирке, который я для себя создала, мне в нем комфортно» (Ж, 1948 г.р.). Здесь реализуется одно из значений «свободы от» чего-то, мешающего жить. Понятие комфорта, физического и психоло­ гического удобства, очень часто встречается в оценках качества жизни в небольших северных городах и социального самочувствия респондентов. Оно может быть признано семантическим коррелятом слова «свобода». В конечном итоге, на достижение большей степени свободы нацеле­ на любая добровольная миграция. И на Север, и с Севера едут потому, что на новом месте больше возможностей. Любой миграционный текст1можно проинтерпретировать с помощью рассматриваемого понятия, развернутого в сюжет. Он представляет социальный вектор миграции, потенциальный или реализованный. Рассказы мигрантов —жителей Кольского полуострова в этом отношении весьма показательны. Оппозиция свобода/рабство лекси­ чески чаще выражена в рассказах тех и о тех, кто «сбежал» на Север из колхо­ зов: «Жила до этого в деревне, где была нищета, и люди были привязаны к деревне, не имели паспортов, ничего. И чтобы хоть как-то вырваться из этого рабства, я приехала сюда к старшему брату Кольке» (Ж, 1952 г.р.). В любом случае, переезд мотивируется «расширением возможностей», при­ чем важны оба компонента данного понятия: значение потенциальной ак­ тивности и значение пространственное. Север, таким образом, представля­ ется пространством возможностей самого разного рода. Для многих пере­ селенцев переезд на дальнее расстояние уже означал расширение мира: «Раньше я только в пригородных поездах ездила в сторону Ленинграда и больше никуда. Мой мирок такой маленький был» (Ж, 1922 г.р.). Для большинства мигрантов самый существенный мотив —достижение эконо­ мической свободы, причем, как известно, не в смысле свободы предпри­ нимательства, а в «советских» значениях. Прежде всего, это освобождение от материальной зависимости (под которой понимается отсутствие «дефи­ цита» финансов, продуктов, товаров) и от жилищной тесноты: «Средняя заработная плата горожан была достаточной. В общем-то, такой матери­ альной зависимости, как сейчас, не было» (М, 1959 г.р.); «В стране дефи­ цит, на полках магазинов нет практически ничего, а у нас вот растут свои зелень, огурцы, лук, помидорчики» (Ж, 1965 г.р.). Именно в этом контек­ сте противопоставление свободы и несвободы реализуется через оппозицию 1О данном понятии см.: Razumova I. On the problems o f locai identity and contemporary Russian «migratory text» (with reference to the Northwestem region o f Russia) // Moving in the USSR. Westem anomalies and Northem wildemess / Ed. by Pekka Hakamies. Finnish Literature Society. - Helsinki, 2005. - Р. 110-129. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz