Разумова, И. А. «Свобода» как один из ключевых определителей Севера // Живущие на Севере: опыт и прогнозы : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 5-12.
свобода и глушь»1. В данном значении, привычном для историков, свобода понимается как отсутствие крепостного права на территориях Севера. Следствием же этой юридической свободы, по Гильфердингу, является то, что северный крестьянин «не терял сочувствия к идеалам свободной силы, воспеваемым в старинных рапсодиях»2. В современных текстах это значе ние слова чаще отходит на периферию, и свобода семантизируется через общие смыслы, не утрачивая, однако, и данного, конкретно-исторического. Предметом нашего рассмотрения стали высказывания современных жителей Кольского Севера —фрагменты автобиографических интервью, участники которых проживают в городах Кировск, Апатиты, Полярные Зори, Ковдор, Снежногорск, Полярный. В интервью так или иначе харак теризуются обстоятельства жизни на Севере, северные сообщества, терри тория, в них выражены мнения, оценки, восприятие края, самоощущения респондентов. Слово «свобода» и его производные вряд ли являются са мыми частотными (по крайней мере, это еще предстоит проверить), но можно с большой долей уверенности утверждать, что, в целом, семантиче ское поле данного концепта, представленное синонимичными языковыми единицами, занимает одно из самых важных мест в «кольском тексте»3. Основные смыслы «свободы» в русском языке определяются сле дующим образом: отсутствие ограничений и стеснений, как внешних, так и добровольно принятых на себя (свобода самореализации); способность без напряжения следовать за своими желаниями; отсутствие каких-либо ощу тимых ограничений на действия человека (включая передвижения); «сво бода предполагает ощущение счастья, вызываемое отсутствием какого-то давления, какого-то «сжатия», каких-то тесных, сдавливающих оков»4. В общем социальном смысле, объединяющем соответствующие лексические группы в разных европейских языках, свобода —это отсутствие рабства. По мнению Э. Бенвениста, понятие «свобода» формируется на основе социа лизированного понятия «роста» —роста определенной социальной катего рии людей, развития определенного коллектива»5. Этимологический ана лиз обнаруживает связь «свободы» в различных лексических вариантах с категориями «сам, свой» и «среди своих»6. Особенности русской семанти- зации свободы усматриваются в том, что она воспринимается как нечто та кое, что произвольным образом дано другим лицом (властью), и имеет значения, связанные со «свободой от» чего-либо, мешающего жить, зани 1 Гильфердинг А.Ф. Олонецкая губерния и ее народные рапсоды // Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд- во, 1983.- С . 24. 2Там же. 3 Под «кольским текстом» мы понимаем совокупность репрезентаций локальной сим волики края, включая устойчивые сюжеты, образы, характеристики и пр. 4 Вежбицкая А. Понимание культур... - С . 235. 5Бенвенист Э. Общая лингвистика... - С. 356. 6Там же. - С. 364. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz