Разумова, И. А. «Свобода» как один из ключевых определителей Севера // Живущие на Севере: опыт и прогнозы : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 5-12.

свобода и глушь»1. В данном значении, привычном для историков, свобода понимается как отсутствие крепостного права на территориях Севера. Следствием же этой юридической свободы, по Гильфердингу, является то, что северный крестьянин «не терял сочувствия к идеалам свободной силы, воспеваемым в старинных рапсодиях»2. В современных текстах это значе­ ние слова чаще отходит на периферию, и свобода семантизируется через общие смыслы, не утрачивая, однако, и данного, конкретно-исторического. Предметом нашего рассмотрения стали высказывания современных жителей Кольского Севера —фрагменты автобиографических интервью, участники которых проживают в городах Кировск, Апатиты, Полярные Зори, Ковдор, Снежногорск, Полярный. В интервью так или иначе харак­ теризуются обстоятельства жизни на Севере, северные сообщества, терри­ тория, в них выражены мнения, оценки, восприятие края, самоощущения респондентов. Слово «свобода» и его производные вряд ли являются са­ мыми частотными (по крайней мере, это еще предстоит проверить), но можно с большой долей уверенности утверждать, что, в целом, семантиче­ ское поле данного концепта, представленное синонимичными языковыми единицами, занимает одно из самых важных мест в «кольском тексте»3. Основные смыслы «свободы» в русском языке определяются сле­ дующим образом: отсутствие ограничений и стеснений, как внешних, так и добровольно принятых на себя (свобода самореализации); способность без напряжения следовать за своими желаниями; отсутствие каких-либо ощу­ тимых ограничений на действия человека (включая передвижения); «сво­ бода предполагает ощущение счастья, вызываемое отсутствием какого-то давления, какого-то «сжатия», каких-то тесных, сдавливающих оков»4. В общем социальном смысле, объединяющем соответствующие лексические группы в разных европейских языках, свобода —это отсутствие рабства. По мнению Э. Бенвениста, понятие «свобода» формируется на основе социа­ лизированного понятия «роста» —роста определенной социальной катего­ рии людей, развития определенного коллектива»5. Этимологический ана­ лиз обнаруживает связь «свободы» в различных лексических вариантах с категориями «сам, свой» и «среди своих»6. Особенности русской семанти- зации свободы усматриваются в том, что она воспринимается как нечто та­ кое, что произвольным образом дано другим лицом (властью), и имеет значения, связанные со «свободой от» чего-либо, мешающего жить, зани­ 1 Гильфердинг А.Ф. Олонецкая губерния и ее народные рапсоды // Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд- во, 1983.- С . 24. 2Там же. 3 Под «кольским текстом» мы понимаем совокупность репрезентаций локальной сим­ волики края, включая устойчивые сюжеты, образы, характеристики и пр. 4 Вежбицкая А. Понимание культур... - С . 235. 5Бенвенист Э. Общая лингвистика... - С. 356. 6Там же. - С. 364. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz