Разумова, И. А. Роль семьи в процессе адаптации человека на Севере // Живущие на Севере: образы и реальность : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. – С. 141-148.

Существенной причиной утраты или фрагментарности семейно­ исторического знания является нарушение в цепи его передачи, свя­ занное с отсутствием письменных источников - как собственно доку­ ментов, так и эпистолярно-мемуарного наследия. Анализ сведений, относящихся к семейным архивам, показывает, что эти архивы либо считаются утраченными, либо имеют специфический (по сравнению с традиционным их пониманием) состав. Утрату архива интервьюируе­ мые связывают, в первую очередь, с переездами или же с критически­ ми событиями в жизни семьи и государства: войнами, репрессиями, пожарами и другими причинами утраты имущества. Единичны утвер­ ждения о том, что документы семейных архивов были уничтожены самими членами семьи «за ненужностью» (хотя по данным, имею­ щимся у исследователей, такие факты не редкость). Это свидетельст­ вует о намерении подавляющего большинства респондентов предста­ вить свою семью в выигрышном ракурсе, а следовательно, в призна­ нии ими социальной значимости семейного знания. На составе совре­ менных семейных архивов сказалось постепенное вытеснение из оби­ хода эпистолярной коммуникации (в том числе родственной перепис­ ки) и снижение эпистолярной культуры в целом, а также тенденция к мемориализации прошлого в аудиовизуальных, а не рукописных фор­ мах. Тем не менее письма родственников нередко осмысливаются как культурная ценность и продолжают составлять значимую часть се­ мейных архивов. Центральное же место в них занимают фотографии, что подтвердил и опрос: семейный архив для большинства респонден­ тов - это фотографии, а не документы. Исследование продемонстрировало ряд особенностей самосозна­ ния семей относительно недавних мигрантов. Например, то, что пони­ мается ими как «семейные архивы» и «семейные реликвии», часто на­ ходится в других родственных семьях, которые: а) являются семьями старших членов родственной группы-бабушек и дедушек или старших братьев и сестер родителей; б) проживают на «исторической родине». Одновременно наблюдается и другая тенденция: к созданию собствен­ ного «фонда памяти» нуклеарной семьи, что является одним из указа­ ний на процесс адаптации мигрантов к «новой родине» и на эмансипа­ цию ее от «родовых корней». Утрата памяти компенсируется создани­ ем новых семейных традиций. Именно этим можно объяснить тот факт, что среди реликвий респонденты чаще всего называют «драгоценно­ сти», т.е. вещи, имеющие не только символическую, но и денежную, актуальную ценность. Данный показатель отличает обследованную категорию респондентов от таковых в ранее изученных регионах. Интересу к семейному прошлому способствуют: а) современные идеологические установки на «возвращение» семейной памяти как части национального культурного наследия; б) обучение составлению 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz