Разумова, И. А. Роль семьи в процессе адаптации человека на Севере // Живущие на Севере: образы и реальность : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. – С. 141-148.
Существенной причиной утраты или фрагментарности семейно исторического знания является нарушение в цепи его передачи, свя занное с отсутствием письменных источников - как собственно доку ментов, так и эпистолярно-мемуарного наследия. Анализ сведений, относящихся к семейным архивам, показывает, что эти архивы либо считаются утраченными, либо имеют специфический (по сравнению с традиционным их пониманием) состав. Утрату архива интервьюируе мые связывают, в первую очередь, с переездами или же с критически ми событиями в жизни семьи и государства: войнами, репрессиями, пожарами и другими причинами утраты имущества. Единичны утвер ждения о том, что документы семейных архивов были уничтожены самими членами семьи «за ненужностью» (хотя по данным, имею щимся у исследователей, такие факты не редкость). Это свидетельст вует о намерении подавляющего большинства респондентов предста вить свою семью в выигрышном ракурсе, а следовательно, в призна нии ими социальной значимости семейного знания. На составе совре менных семейных архивов сказалось постепенное вытеснение из оби хода эпистолярной коммуникации (в том числе родственной перепис ки) и снижение эпистолярной культуры в целом, а также тенденция к мемориализации прошлого в аудиовизуальных, а не рукописных фор мах. Тем не менее письма родственников нередко осмысливаются как культурная ценность и продолжают составлять значимую часть се мейных архивов. Центральное же место в них занимают фотографии, что подтвердил и опрос: семейный архив для большинства респонден тов - это фотографии, а не документы. Исследование продемонстрировало ряд особенностей самосозна ния семей относительно недавних мигрантов. Например, то, что пони мается ими как «семейные архивы» и «семейные реликвии», часто на ходится в других родственных семьях, которые: а) являются семьями старших членов родственной группы-бабушек и дедушек или старших братьев и сестер родителей; б) проживают на «исторической родине». Одновременно наблюдается и другая тенденция: к созданию собствен ного «фонда памяти» нуклеарной семьи, что является одним из указа ний на процесс адаптации мигрантов к «новой родине» и на эмансипа цию ее от «родовых корней». Утрата памяти компенсируется создани ем новых семейных традиций. Именно этим можно объяснить тот факт, что среди реликвий респонденты чаще всего называют «драгоценно сти», т.е. вещи, имеющие не только символическую, но и денежную, актуальную ценность. Данный показатель отличает обследованную категорию респондентов от таковых в ранее изученных регионах. Интересу к семейному прошлому способствуют: а) современные идеологические установки на «возвращение» семейной памяти как части национального культурного наследия; б) обучение составлению 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz