Разумова, И. А. Роль семьи в процессе адаптации человека на Севере // Живущие на Севере: образы и реальность : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. – С. 141-148.

строить свою жизнь, семью, что тут скажешь» (Ж., 61 г.)'. Старшие, особенно прошедшие опыт миграции, стараются исходить из интереса детей, как они его понимают, т.е. дать возможность молодым улуч­ шить условия жизни и посмотреть мир. Ни «родина», ни родовой дом, ни родственные связи не считаются больше тем, что ограничивает свободу выбора и передвижений. В этой связи хотелось бы остановиться на одном распространен­ ном стереотипе, касающемся положения семей на Крайнем Севере. Это утверждение, что переезд на Север способствовал разъединению (или даже «распаду») семейно-родственных групп. Не оспаривая его в принципе, все же обратим внимание на то, что необходимо учитывать все смыслы понятия «разъединение», в том числе аксиологические. Прежде всего, пространственное разъединение членов семьи не должно рассматриваться лишь в качестве фатального обстоятельства, которое «разрушает семейные связи». Оно, напротив, может явиться способом преодоления семейного стресса. Такая стратегия разреше­ ния конфликта (реального или потенциального) вполне традиционна: «отселение» детей, разъезд со свойственниками и даже временное раздельное проживание супругов нередко рассматриваются как спо­ собы оптимизации взаимоотношений (разумеется, в том случае, если стороны дееспособны и никто не нуждается в постоянном уходе, ме­ дицинской или психологической помощи). По мере того как семейное пространство и бытие в ходе социально-исторического процесса ста­ новились все более приватными2, а система семейных ролей и взаи­ модействий перестраивалась, согласно концепции Э. Берджесса, в на­ правлении от институциональной организации к «дружеской»3, семья все в большей степени служила собственно индивиду. Она постепенно превратилась в символ «комфорта», занимающего одно из первых мест в иерархии ценностей современного человека. Возможность периодических встреч в «родовом центре» ком­ пенсирует пространственное разъединение и для большой категории людей является достаточной формой поддержания родственных кон­ тактов. При этом соблюдается необходимый уровень коммуникаций и одновременно обеспечивается самостоятельность и отдельного чело­ века, и «малой» семьи супружеского типа. Если у поколения собст­ венно мигрантов переезд и разлука с родными еще воспринимаются как «разделение надвое», то у детей, особенно родившихся на Севере, 1Зап Э А. Зверевой. Апатиты, 2005. 2 Согласно концепции Ф Арьеса, в Европе этот процесс преобразования семьи начинается в XVII в В России, очевидно, позже: Арьес Ф Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. - Екатеринбург, 1999. 3 Burgess E.W., Locke H.J., Thomes М М. The Family: From Institution to Compan­ ionship. - N.Y., 1963. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz