Разумова, И. А. Роль семьи в процессе адаптации человека на Севере // Живущие на Севере: образы и реальность : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. – С. 141-148.
строить свою жизнь, семью, что тут скажешь» (Ж., 61 г.)'. Старшие, особенно прошедшие опыт миграции, стараются исходить из интереса детей, как они его понимают, т.е. дать возможность молодым улуч шить условия жизни и посмотреть мир. Ни «родина», ни родовой дом, ни родственные связи не считаются больше тем, что ограничивает свободу выбора и передвижений. В этой связи хотелось бы остановиться на одном распространен ном стереотипе, касающемся положения семей на Крайнем Севере. Это утверждение, что переезд на Север способствовал разъединению (или даже «распаду») семейно-родственных групп. Не оспаривая его в принципе, все же обратим внимание на то, что необходимо учитывать все смыслы понятия «разъединение», в том числе аксиологические. Прежде всего, пространственное разъединение членов семьи не должно рассматриваться лишь в качестве фатального обстоятельства, которое «разрушает семейные связи». Оно, напротив, может явиться способом преодоления семейного стресса. Такая стратегия разреше ния конфликта (реального или потенциального) вполне традиционна: «отселение» детей, разъезд со свойственниками и даже временное раздельное проживание супругов нередко рассматриваются как спо собы оптимизации взаимоотношений (разумеется, в том случае, если стороны дееспособны и никто не нуждается в постоянном уходе, ме дицинской или психологической помощи). По мере того как семейное пространство и бытие в ходе социально-исторического процесса ста новились все более приватными2, а система семейных ролей и взаи модействий перестраивалась, согласно концепции Э. Берджесса, в на правлении от институциональной организации к «дружеской»3, семья все в большей степени служила собственно индивиду. Она постепенно превратилась в символ «комфорта», занимающего одно из первых мест в иерархии ценностей современного человека. Возможность периодических встреч в «родовом центре» ком пенсирует пространственное разъединение и для большой категории людей является достаточной формой поддержания родственных кон тактов. При этом соблюдается необходимый уровень коммуникаций и одновременно обеспечивается самостоятельность и отдельного чело века, и «малой» семьи супружеского типа. Если у поколения собст венно мигрантов переезд и разлука с родными еще воспринимаются как «разделение надвое», то у детей, особенно родившихся на Севере, 1Зап Э А. Зверевой. Апатиты, 2005. 2 Согласно концепции Ф Арьеса, в Европе этот процесс преобразования семьи начинается в XVII в В России, очевидно, позже: Арьес Ф Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. - Екатеринбург, 1999. 3 Burgess E.W., Locke H.J., Thomes М М. The Family: From Institution to Compan ionship. - N.Y., 1963. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz