Разумова, И. А. «Экстремальность» как фактор локальной идентичности жителей Кольского Севера // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. – С. 91-95.

приимчивые. Вот. правильно напрашивается сравнение с землепроходцами, которые были в США, когда они осваивали Запад» (В., 66 л.). Противопоставление человека и северной природы создает еще один ти­ повой риторический прием характеристики: «На Севере люди мягче, чем на юге. Видимо. Север делает людей мягче. Мы здесь видим мало солнца и тепла. И тепло, и доброта, идут от людей» (П., ок. 60 л.). С другой стороны, употребите­ лен прямой перенос природного атрибута на человека, например, в рассужде­ ниях о «замороженности» северян. В последнем случае признак может наде­ ляться как положительной оценочностью (указывает на спокойствие, сдержанность), так и негативной. В целом, идентичность жителя севера бази­ руется на сумме свойств, которые, с одной стороны, концентрируются вокруг оппозиции «севера» и «юга», с другой стороны, ассоциированы с известной иномирностью. взглядом на себя извне или его имитацией. Типичен такой, например, атрибут внешнего облика: «А когда меня видят родственники, то они очень удивляются. Я и сама не думала, что я такая бледная, бледная до такой степени. Я не просто бледная, а даже с синевой. Они пугаются и говорят, что ты не заболела?» (Л., 50 л.). Кризисность и недостаточность физического существования компенсиру­ ется повышенной «духовностью» Севера и его жителей. Это еще один устой­ чивый идентифицирующий признак, требующий специального рассмотрения. В целом же, «северный текст», несомненно, выполняет социально-интегрирую- щие функции, создавая коллективный образ северян как особого сообщества. Примечания: IНароды и культуры Баренцева региона. 'Громсе, 1996. С.53. ; Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2003. ' Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций. М.. 1973. С.76-106. 4Аарелайд-Тард А. Проблемы адаптации к новым культурным реалиям в зеркале биографического метода // Социологические исследования, 2003, № 2. С.59-68; Бабышова И. М. Отношение местного населения к мигрантам // Социологические исследования, 2003,№6;Юдана Т.О. О социологическом анализе миграционных процессов // Социологические исследования. 2002, № 10. 5Исследования по данному проекту выполняются при финансовой поддержке РФФИ. Проект№05-06- 97503. 6КувенёваА.Е., Манаков А.Г.Формирование пространственных идентичностей в порубежном регионе // Социологические исследования, 2005, № 7. 7Стихотворение Мончегорской школьницы Е. Харчевниковой. Помещено в сб.: Страна Мончегория: Сборник стихов и песен о Мончегорске, составленный учащимися Мончегорской средней школы№ 3. Мончегорск, 2004. С.6. *Ковалевский В. Письмодочери//Хибиниада. Поэтический сборник. / Сост. А. Бондарев. Апатиты, 2004. С. 119. ’ Все цитируемые тексты находятся в архиве ЦГП КНЦ РАН. который включает аудио-, рукописный и компьютерный фонды биографических интервью. КФ-01. Данные информантов не приводятся по этическиммотивам. 10J1отманЮ.М. Символика 11етербурга и проблемысемиотики города //Семиотика города и городской культуры. Петербург Труды по знаковым системам. XVIII/Уч. зап.ТГУ,вып.664.С.30-45. II Опрос на эту тему проводился сотрудниками Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН во время полевых исследований вселах Терского района Мурманской области в октябре 2004 г. 12Соловьева Т.Дарите людям добро. Апатиты, 2004. С.26. 15Щеглов А.Дивный город II Хибиниада.С. 181. 14Имеется в виду Приморско-Ахтарск, город в Краснодарском крае. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz