Разумова, И. А. «Экстремальность» как фактор локальной идентичности жителей Кольского Севера // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде : сборник статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. – С. 91-95.
идентичность «нового северянина». Утверждая свое привыкание к Северу, информанты постоянно включают в свои высказывания некий диалог между жителями территорий: «Некоторые спрашивают об оленях и белых медведях, когда узнают, что это на севере. Они думают, что тут и цивилизации нет, что мы в юртах живем» (О., 19 л.); «Когда я к себе в деревню приезжаю и говорю маме, что у нас есть огород, где мы выращиваем картошку, и каждый год получаем неплохой урожай. Там мы выращиваем и другие овощи, когда я это говорю, то мама мне не верит <смеётся>.Там все думают, как это что-то может на севере расти. Они думают, что у нас всё голое» (JI., ок. 50 л.). Это может быть и диалог с самим собой в прошлом: «Я когда сюда в первый раз собирался ехать к жене в гости, то у меня было действительно такое представление, что здесь олени бегают по улицам, медведи тоже ходят» (И., 26 л.). Высказывания такого рода настолько устойчивы, что могут считаться частью локальной фольклорной традиции. Конструирование подобных диалогов является спо собом самопрезентации жителей севера, формой выражения локальной иден тичности. Судя по многочисленным высказываниям, клишированным литературным текстам, поэтической риторике, Север принимают и любят не столько «за что- то», сколько «вопреки чему-то», что неблагоприятно для человека: «Север лютый людей не любит: Теменью давит, морозом «лупит» ... Но люди смело детей рожают. Трудом свой край преображают»12; «Я тут с детства ... Пусть мороз. Кружит вьюга, снег и холод. Я живу здесь, я здесь рос, Я люблю свой дивный город»13 Северная заполярная экзотика демонстрирует «запредельные», неприем лемые для обычного человека свойства среды обитания, что чрезвычайно по вышает статус самого северянина. Человек, просто выживший в экстремаль ных условиях, побывавший на грани жизни и смерти - это человек исключительный, но на порядок выше тот, кто выполнил роль «преобразова теля» и «покорителя». Именно таким предстает образ северянина, борца и созидателя-демиурга, мифологический по своей сути. По массовому мнению, характер северного человека специфичен. Его типо вое описание включает персонологические и социальные характеристики: «Кли мат тоже оказывает влияние не только на внешность, но и каким-то образом формирует характер человека <пауза>, поэтому северный человек отличается силой, люди более смелые, выносливые, дружные, а так же какие-то сплочённые и это проявляется во многом.... Люди в Ахтарске14совсем другие, как мне кажет ся, там они как-то сами по себе, всё делают только для себя» (Е.,55 л.); «Северные люди, как мне кажется, более выносливые, пытаются быстрее приспособиться к жизни» (С., ок. 40 л.); «Люди на севере подвижные, энергичные, в основном пред 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz