Разумова И. А. Создание и реконструкция общности: случай спецпереселенцев // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2019. – № 8 (185). – С. 102-110.

Создание и реконструкция общности: случай спецпереселенцев 107 правды» о спецпереселенцах и сохранении ее в памяти потомков. Труд - один из важнейших идентификато­ ров данной общности. И причины ее создания, и страдание, и выживание обусловлены связью с трудом, во-первых, тяжелым, во-вторых, нрав­ ственным: работали «честно, не считаясь со вре­ менем», «на совесть» и т. п. Главной же чертой трудового поведения бывших крестьян является честность. Это самое емкое в смысловом отноше­ нии свойство спецпереселенцев. Оно соотносится и с «трудом», и с «правдой», и с бытовым по­ ведением (постоянно подчеркивается неприятие воровства)15. Наконец, значительную смысловую нагрузку в определении самой общности и ее обществен­ ной роли имеют концепты «памяти», «судьбы», «семьи» («рода»). Воссозданная в новых усло­ виях общность, соединяющая представителей разных поколений, видит свою основную задачу в коммеморативной деятельности. В опублико­ ванных воспоминаниях отсутствует, но в устных высказываниях встречается мнение, что правда скрывается и замалчивается до сих пор. Закон 1991 года, скорректированный в 2005 году, допускает региональную вариативность объема и видов компенсаций, и это позволяет по-разному его интерпретировать и исполнять. 14 июня 2019 года в СМИ опубликован сюжет «Дети Большого террора: как потомки репрес­ сированных в СССР борются за право вернуться домой»: «Конституционный суд России снова получил жа­ лобу на неисполнение закона о реабилитации жертв политических репрессий. В этот раз это коллективный иск трех женщин, которые всю жизнь провели в ме­ стах ссылки их родителей и все еще не могут вернуться в Москву. <...>. Корреспондент RTVI Елена Светикова отправилась в места, где живут дети жертв Большого террора, и попыталась выяснить, есть ли у них шанс вернуться домой». Поскольку Закон «О реабилитации жертв по­ литических репрессий» с 2005 года скорректиро­ ван в направлении интересов (законодательства) субъектов Российской Федерации, а речь идет о Москве, шансы видятся сомнительными. Пу­ бликация заканчивается сочувственным выска­ зыванием юриста: «Чем дальше мы уходим от 1991 года, тем больше официальные лица предпочитают ставить памятники, открывать мемориальные доски, водить детей на экс­ курсии в музеи и все меньше говорить о компенсациях. Хотя люди еще живы, и есть те, кому можно помочь»16. Спецпереселенцы вновь оказались в нерав­ ном противоборстве с властью, но уже по дру­ гим основаниям. «Социальное происхождение» позволяет им настаивать на своих наследствен­ ных правах, в чем они руководствуются одно­ временно практическими интересами, нравствен­ ными императивами и верой в справедливость. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ревитализация общности «спецпереселенцы», после временного разрыва в позднесоветский пе­ риод, обусловлена характером протекания реаби­ литационного процесса и сменой идеологических ориентиров. В настоящее время эта общность по преимуществу наследственная и коммеморатив- ная. Главной целью ее существования является создание мемориального фонда, что реализует­ ся в культурной практике семей, создании ло­ кальных общественных организаций, в нераз­ рывной связи с деятельностью «Мемориала» по формированию мест памяти. Спецпереселенцы включаются в общность «жертв политических репрессий» вместе с теми категориями граждан, которые были высланы в судебном порядке или находились в местах заключения по политиче­ ским статьям. При этом они не утрачивают своей отличительности, основанной на историческом формальном статусе и обозначении, «крестьян­ ских корнях» и связанной с ними совокупно­ сти нравственных свойств, а также на общности жизненной траектории («судьбы»), которую соз­ дали обстоятельства спецпереселения. В лице потомков они продолжают рассчитывать на масштабные официальные мемориальные про­ екты, а также на узаконенные компенсации - не столько в знак «покаяния» государства, так как постсоветская власть отмежевалась от деяний советской власти, сколько во исполнение «за­ кона» и «справедливости», провозглашенных в начале 1990-х годов. С точки зрения государ­ ства на сегодняшний день ни экономической, ни идеологической необходимости в этом нет. Это вновь порождает внутренний конфликт спецпе- реселенцев - и с государством, и с той частью общества, которая дистанцируется от их «обви­ няющей памяти». ПРИМЕЧАНИЯ 1Из воспоминаний Е. М. Рухлова. Записано председателем Мончегорской общественной организации «Мемориал» Р. П. Грицаенко. 2013. Мончегорск. 2Из воспоминаний В. П. Курбатова, 1915 г. р. Мончегорск. 3Из воспоминаний О. И. Никитиной, 1913 г. р. 4Из воспоминаний В. Е. Русаковой Записано Р. П. Грицаенко. 2013. Мончегорск. 5Из воспоминаний А. Карпаниной (Тюшевой). 6Из воспоминаний К. И. Тихоновой, 1918 г. р., 2000. 7Из воспоминаний Л. Е. Гудовской (Зинченко). 8Из воспоминаний У С. Мельниковой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz