Разумова И. А. Создание и реконструкция общности: случай спецпереселенцев // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2019. – № 8 (185). – С. 102-110.
106 И. А. Разумова ленцев. Историки определяют этапы этого про цесса: с середины 1940-х по 1953 год происходит постепенное снятие с учета спецпоселения, с се редины 1950-х по 1965 год - постепенная лик видация института спецпереселений и системы спецпоселений9 [9], [29: 207-210]. Реабилитация, подтвержденная официальным документом, осмысливается как знак восстанов ления справедливости. Мемуаристы осознают поэтапность реабилитационного процесса и свя зывают его со сменой руководящих личностей и периодов в истории Советского государства. «Только в Хрущевские времена мы постепенно срав нялись со всеми советскими людьми. И сейчас, через 62 года, власти объявили о нашей реабилитации»10[20: 61]. «Вот так я и жила семьдесят лет на доносах и подси живании. Спасибо Ельцину, хорошо, что появился такой человек»1 [22: 43]. Многие не дожили до получения справки о реабилитации, что болезненно переживает ся родственниками («не дожил .» ). Некоторые спецпереселенцы так и не получили официаль ного свидетельства о восстановлении в правах. Причины были разные - не учтенные законо дательством нюансы и двойственное правовое положение переселенца, недобросовестность ис полнителей на местах, отсутствие или утрата документов и др. ВОССОЗДАНИЕ И ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ОБЩНОСТИ Переломными в отношении идентификации спецпереселенцев (спецпоселенцев) следует счи тать 1989-1991 годы. Они ознаменованы доку ментами, которые вывели за рамки закона ранее принятую категоризацию и признали тех, кто относился к социально дискриминированным группам, «жертвами», которым по закону тре буется реабилитация. Это Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов»12; Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными ре прессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав», принятая 14 октября 1989 года13; Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»14. Новое государство, обвинив пред шественника в беззакониях, приняло на себя роль восстановителя справедливости. Таким образом, бывшие спецпереселенцы вкупе с другими категориями репрессирован ных получили новое официальное обозначение и новый статус. Если ранее, по мере развития реабилитационного процесса, в обществе усили валось осознание того, что о жертвах репрессий и насильственных переселений можно и нужно говорить и писать, пусть с известными оговорка ми, то с конца 1980-х - начала 1990-х годов обна родование информации и публичное осуждение действий советской власти приобрели характер социального требования. Предшествующий («по- слесталинский») период стал восприниматься как «эпоха замалчивания». На этом этапе многие категории перестали существовать, а социальная память, базирующаяся на ощущении «общности судьбы» с такими же пострадавшими и на семей ном знании, искала и вырабатывала устойчивые формы для своего выражения. С утратой преж них официальных идентификаторов, во-первых, приобретали большее значение неформальные определители, социально-культурные маркеры общности, во-вторых, происходило нарративное оформление категории «жертвы политических репрессий» («репрессированных общностей») - и как целого, и отдельных разрядов. Сформировался дискурс, в рамках которого говорят и пишут о спецпереселенцах журнали сты, публицисты, правозащитники, историки- краеведы, а также сами спецпереселенцы и их потомки. Содержательно-смысловую основу культурной идентификации составляет ряд клю чевых концептов. Коллективная жертва - закрепившийся за спецпереселенцами символический статус, ко торый объединяет их с другими категориями репрессированных. Важнейшими концептами, которые организуют тексты спецпереселенцев, являются «страдание» и «мучение». Они опре деляются и описываются через конкретные про явления: физические, психологические, матери альные, бытовые, эмоциональные. Утверждается неполноценность прожитой жизни - следствие и проявление «грабежа» (не только в экономи ческом смысле) со стороны власти. Для спецпе- реселенцев большое значение имеет формальная легитимация «равенства». Отсутствие «справок», «льгот» и трудовых наград дает основание оце нивать жизнь в качестве не только «ограблен ной», но «украденной» в целом. Соответственно. их наличие многими воспринимается в качестве хотя и неэквивалентной, но компенсации. Другие же однозначно утверждают, что льготы и справ ки слишком запоздалая и недостойная цена за поломанные судьбы. С историей общности и судьбами ее пред ставителей ассоциировано понятие «правды». Правда - это знание, которое было скрыто ложью и умолчанием, а потом «открылось». Спецпере- селенцы осознают себя носителями «истинной истории», противопоставленной искажающим ее официальным версиям. К разряду ключевых относится понятие «справедливость». Поскольку главным источником несправедливости явилось беззаконное государство, справедливость пред стает прежде всего в правовой ипостаси: права на землю, собственность, равенство прав граж дан и т. п. Нравственный аспект справедливости заключается в восстановлении «исторической
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz