Разумова И. А. Документальная литература ученых-геологов. (О дискурсивных аспектах профессии) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2022. – Т. 44, № 6. – С. 91-98.

92 И. А. Разумова знаний, привлечение внимания к той или иной научной области и роли науки в обществе, ре­ шение педагогических и воспитательных задач. Во всех случаях произведения имеют культурно- идентифицирующее значение. Одна из наших задач - рассмотреть литературные формы, в ко­ торых осуществляется профессиональная иден­ тификация ученых-геологов, в контексте про­ блемы жанрообразования в документальной литературе. В обыденном словоупотреблении обозначение «геолог» относится к большому кругу специали­ стов, различающихся по виду занятий: геологам- разведчикам, минералогам, геохимикам и т. д. Различия в экспертном знании и специальных на­ выках несущественны с точки зрения социально­ культурных смыслов практической деятельности, которая связана с поиском, добычей и переработ­ кой минеральных ресурсов. Профессии, объеди­ ненные понятием «геолог», символизируют «по­ корение» природы и освоение новых территорий. Образ геолога, занятого и рискованным физиче­ ским трудом, и интеллектуальной научной ра­ ботой, соответствовал советской идее «нового человека». Повседневность геолога противоречит обыденным представлениям о рутине в силу вы­ сокого уровня опасности и неопределенности условий и результатов полевой работы. Характер деятельности и практика ведения полевых дневников роднят геологов с представи­ телями других научных специальностей, связан­ ных с описаниями природы и быта (географами, этнографами). О том, что геолог - «человек пишу­ щий», свидетельствует большой массив литера­ туры воспоминаний1. Мемуары, био- и автобио­ графии воссоздают историю геологии как цепь путешествий и поисков, смену научных школ и направлений, развитие внешних и внутрен­ них институциональных взаимодействий, се­ рию биографий. Они обязательно включают раз­ нообразные описания природно-ландшафтных особенностей территорий, полевой повседневно­ сти, а также рассказы о событиях на маршрутах. С антропологической точки зрения важно пони­ мание того, как переживается профессиональный опыт, какими смыслами наделяется своя дея­ тельность; «акценты при этом делаются на раз­ деляемом, общем знании, специфике жизненно­ го мира, стилевых особенностях, идентичности занятых тем или иным видом работ субъектов» [14: 44]. Пополнение фонда памяти об ученых в документальном литературном творчестве - это необходимое условие идентификации, по­ казатель сплоченности научной общности и пре­ емственности разделяемых группой ценностей. ЛИТЕРАТУРА «НЕПРОФЕССИОНАЛОВ» В отличие от «наивной литературы», привлек­ шей внимание фольклористов на рубеже ХХ-ХХІ веков [10], почти не исследуются произведения, созданные высокообразованными авторами, ко­ торые разбираются в литературе, но не являются профессиональными литераторами. Жизнеописания ученых чаще всего являют­ ся автобиографиями-мемуарами или пишутся коллегами по цеху. Здесь действуют интерпрета­ ционные схемы, которые основываются на обще­ культурных представлениях о традициях и фор­ мах биографирования и на специальном опытном знании о модусе жизни человека «своей культу­ ры», понимании его мироощущения. По мнению специалиста по «интеллектуальной биографии» B. В. Ващенко, в последней трети ХХ века на сме­ ну «биографии-агиографии» ученого пришла «биография-контекстуализация», которая «делает акцент на наличие всевозможных контек­ стов - интеллектуальных, политических, идеологиче­ ских, - определяющих внешние контуры жизни ученого, за пределы которых он не может выбраться» (цит. по: [13: 59]). Существует естественная граница между языком художественной литературы и язы­ ками д р у ги х видов сло в есно сти . Н а у ч ­ ный работник привыкает к определенным спо­ собам изложения, но при этом у отдельных профессиональных групп ученых развиваются литературно-описательные навыки. В мотивах документальных повествований воплощают­ ся характерные черты и символика деятельно­ сти. Любая профессиональная повседневность, наряду с событийностью, создает возможно­ сти для формирования сюжета и типовых мо­ тивов, для изображения характеров и способов поведения в разных ситуациях, моделирования специфических конфликтов, а также для рефлек­ сии о предназначении человека и драматическом противоречии между «частным» и общественно значимым. С точки зрения нарратологии нет разли­ чий между художественным и документальным повествованием. По утверждению Ж. Женетта, при их разграничении «важен только официаль­ ный статус текста и горизонт его прочтения» [6: 405]. Е. Г. Местергази предложила концепцию, согласно которой «документальная литература» может быть выделена в отдельный вид художе­ ственной литературы с присущей ему специфи­ кой художественной образности [9]. Рассматри­ вая проблему в историко-типологическом ключе, C. С. Аверинцев подчеркивал, что «полупризнан- ные» жанры «особенно пластичны и подвижны»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz