Разумова И. А. Книга Р. А. Кравченко-Бережного как исторический источник и авторский текст // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2020. – Т. 42, № 6. – С. 32-39.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Т. 42. № 6. С. 32-39 Историография, источниковедение и методы исторического исследования 2020 DOI: 10.15393/uchz.art.2020.514 УДК 82-94 ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА РАЗУМОВА доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центр гуманитарных проблем Баренц региона - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Российская Федерация) irinarazumova@yandex.ru КНИГА Р. А. КРАВЧЕНКО-БЕРЕЖНОГО «МЕЖДУ БЕЛЫМ И КРАСНЫМ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК И АВТОРСКИЙ ТЕКСТ* Цель статьи - определить социально-культурное значение книги воспоминаний ученого, участника Великой Отечественной войны Р. А. Кравченко-Бережного как исторического источника и литера­ турного произведения. Кравченко-Бережной известен как автор дневника, который он вел подрост­ ком, живя на территории Западной Украины, оккупированной немецкой армией. Этот дневник ис­ пользовался на Нюрнбергском процессе среди свидетельств, обвиняющих нацизм. Дневник соста­ вил часть книги воспоминаний, которая написана в постсоветский период. Книга анализируется в контексте проблем гуманитарных наук, связанных с типологией, видовыми особенностями и ли­ тературным разнообразием исторических источников личного происхождения. Рассматриваются содержание и структура мемуарно-автобиографической книги «Между белым и красным». Ин­ формационные возможности источника значительны для изучения хроники событий, этносоциаль­ ной ситуации в оккупированном городе, геноцида евреев, военной повседневности, истории семьи русских эмигрантов, а также для понимания процессов становления личности русского интеллиген­ та в специфических историко-культурных контекстах XX века. Сделан вывод о том, что книга пред­ ставляет научный ресурс для источниковедческих, антропологических и литературоведческих ис­ следований. Ключевые слова: исторический источник, дневник, мемуарная литература, Великая Отечественная война, окку­ пация, Р. А. Кравченко-Бережной Д л я ц и т и р о в а н и я : Разумова И. А. Книга Р. А. Кравченко-Бережного «Между белым и красным» как исторический источник и авторский текст // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 6. С. 32-39. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.514 ВВЕДЕНИЕ В обширной историографии русской мемуа­ ристики успешно решаются многие проблемные вопросы. Они связаны с границами предметной области, типологией и классификацией мему­ аров, литературными разновидностями [6], [8], [15]. Изучается история становления и развития письменной мемуарной культуры1. Обсуждается правомерность объединения с помощью понятий «мемуары», «мемуаристика» слишком разнород­ ных исторических источников и литературных произведений. С литературоведческих позиций мемуары рассматриваются как «нехудожествен­ ное повествование, предполагающее доминанту нефикциональности» [2: 348]. Историки диску­ тируют о возможностях использования мемуа­ ров в качестве исторического источника, об их специфике и соотношении с другими видами ис­ точников личного происхождения, в том числе дневниками, эпистолярием, автобиографиями © Разумова И. А., 2020 [3], [4], [5]. По отношению к источникам личного происхождения, включая дневниковые и мему­ арно-автобиографические, широко используется обозначение «эго-документы» (см., напр.: [14], [16], [19], [21]). В то же время есть основания счи­ тать этот термин слишком обобщенным, приме­ нимым в основном к периодам, которые хорошо документированы, и по смыслу не вполне соот­ ветствующим характеру документов - «свиде­ тельств о себе» [22]. Традиционное недоверие историков к факто­ графической информации источников личного происхождения на сегодняшний день сменилось пониманием того, что мемуарность и автобиогра­ фичность, личностное начало и эмоциональное отношение авторов к описываемым фактам име­ ют самостоятельную эвристическую ценность. Сближение исторического, антропологического и социологического ракурсов изучения прошлого привело к тому, что «на первый план выводит­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz