Разумова И. А. Литературное наследие Р. А. Кравченко-Бережного: историко-культурное значение и общественный резонанс // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. – 2020. – Вып. 19, № 6 (11). – С. 104-117.
on the facts of the use of the memoirist's texts for educational, research and other purposes. Public resonance is associated with the urgency of the problems of nationalism, national-cultural identification and reception of the events of the Second World War. Keywords: memories, diaries, the Great Patriotic War, R. A. Kravchenko-Berezhnoy. Введение По мере методологических сдвигов в гуманитарных науках во второй половине XX в. предметом исторических исследований все чаще становились не столько события и глобальные процессы, сколько свойства и состояния действующих в истории субъектов — идентичность, ментальность, эмоции, социальная психология, идеология и т. д. Сформировалась обширная область гуманитарного знания, сосредоточенная на феномене социальной (коллективной, исторической, культурной) памяти и коммеморации (memory studies) (см., напр.: [История и память, 2006; Assmann, 2007; Gensburger, 2016; Kansteiner, 2002; Olick et al., 2017]). Память ограничена социальными рамками, групповым и индивидуальным опытом. По замечанию одного из «основоположников» memory studies, потребность помнить выводит историю за пределы деятельности профессионалов, то есть «превращает каждого в историка самого себя» [Проблематика..., 1999]. При таком подходе исключительное значение приобрели источники личного происхождения («эго-документы»): дневники, мемуары, автобиографии, письма. Недоверие к этим источникам сменилось повышенным вниманием к ним, тем более что все меньше доверия вызывали официальные версии истории. Событийный драматизм XX в. стимулировал интерес к персональным историям людей, «выживших» в истории. Литература non fiction («документальная», основанная на фактах, имеющая установку на достоверность) в последние десятилетия прошлого столетия стала вытеснять художественную в читательских предпочтениях. Расширился и социальный состав пишущих — мемуаристов, «историков самого себя». Появилась необходимость глубже осмыслить такие феномены, как «нехудожественная литература» (понятие «нефикциональная», которое нередко используется, неудобно для русского языка) и «непрофессиональный писатель». С одной стороны, свойства текста зависят от социально-культурных свойств личности (не обязательно определяемых профессией), с другой стороны, они оцениваются экспертами на предмет «литературности» и «художественности». Природа литературы поп fiction, как минимум, двойственна: с одной стороны, это исторический источник, с другой — литературное произведение. Изучение автобиографий, воспоминаний, дневников оказалось очень полезным и актуальным не только для историков и социологов, но и для литературоведов [Мемуары..., 2004; Местергази, 2006; Луцевич, ЭР; Тартаковский 1991; Тесля, 2012]. Когда личный документ получает литературное оформление и предполагает будущих читателей, он приобретает и создает новые смыслы, выстраивает образ исторической реальности и образ автора. Как любое произведение, он начинает жить собственной жизнью, которая может быть долгой или короткой. Все зависит от того, насколько произведение будет доступно читателю, востребовано им и созвучно социальным и личным проблемам — «вечным» или преходящим. Один из ключевых вопросов, который возникает при анализе литературной биографии 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz