Разумова, И. А. Поминальные обряды: типология, сценарии, функционирование : (на примере современных семей Кольского Заполярья) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 5-18.

традицию, восходящую к «тризне по заложным. <...>. В позднейших похоронах употребление вина мотивируется так: «чтобы забыть», «чтоб слезу вышибло», таким образом, вино, как печь, вода, служит катартическим и профилактическим средством» [Седакова 2004: 119]. По нашим материалам, в абсолютном большинстве случаев обычай поминовения пищей и алкоголем у могилы соблюдается. Особое место при посещении могилы занимают разговоры об умершем и с ним самим: Бабушка иногда разговаривает, что-нибудь рассказывает умершему. Потом все вспоминают самые яркие эпизоды из жизни умершего (Ж, 1984); К отцу, когда приезжаю, говорю, что же ты так рано умер, при тебе все были дружными, никто не ссорился (Ж, 1954); Ежегодно приходя к дедушке на могилу, я с ним разговариваю, рассказываю о себе. Думаю, что он меня слышит. Так как я ни разу не видела моего дедушку, я просто хочу, чтобы он знал обо мне (Ж, 1985) и т.п. Во время посещения кладбища практикуется обход могил: Что-то готовим, едем на кладбище, там вспоминаем, там всех обойдем знакомых, кто уже умер, кладем там на могилку конфетку или печеньку, как бы их угощаем (Ж, 1951); По возможности обходим не только родственников, но и знакомых (Ж, 1982). Поминают и тех, чьи могилы неизвестны или недоступны: Так как неизвестно, где похоронен дедушка, мы вспоминаем и его у отцовской могилы (Ж, 1982). Неоднократно информанты признавались, что посещают могилы редко по основаниям психологическим, так как это тяжело. Другие, напротив, считают, что после визита на кладбище «становится легче». Определяющее, символическое значение имеет сам факт прихода на кладбище. Есть не самая малочисленная категория людей и семей, которым не требуются никакие дополнительные обрядовые действия, кроме мысленного поминовения, ритуального сидения и молчания: Мама часто брала меня и брата к ней (бабушке. - Соб.) на кладбище. Мы там просто, молча, сидели (Ж, 1981); С поминанием у нас не связано никаких ритуалов и действий, мы просто думаем об умерших и всё (М, 1983). Даже проезд мимо кладбища ассоциирован с поминовением: Когда проезжают мимо кладбища, мысленно поминают про себя, всех близких (Ж, 1982). Северяне, у которых нет родственников в Мурманской области, в течение года не имеют возможности поминать близких на кладбище. Для значительной категории людей посещение кладбища, тем не менее, является естественной частью жизни. Они участвуют в поминовении в семьях друзей, соседей, самостоятельно посещают могилы умерших коллег по работе и т.д. При этом посещение кладбища воспринимается не просто как соучастие в поминовении конкретных «других», но в качестве акта поминовения усопших вообще. В таких случаях принято вначале поминать тех, на чьих могилах оказываются («поминовение вслух»), а потом тех родных, которые похоронены далеко (мысленное). Пространственная отдаленность захоронений усиливает ощущение (или поддерживает идею) духовной близости родственников: «он все равно с нами», «его душа всегда с нами» и т.д. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz