Разумова, И. А. Поминальные обряды: типология, сценарии, функционирование : (на примере современных семей Кольского Заполярья) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 5-18.

Посещение могилы Посещение кладбища является более обязательным элементом поминального сценария. Отсутствие в семье традиции регулярных поминовений чаще всего оправдывается тем, что родные похоронены далеко или в разных местах. Однако и в этом случае могилы посещаются - во время отпускных выездов. В иных случаях родных стараются помянуть, посещая другие захоронения (опосредованно). Вместе с тем большинство респондентов, говоря о том, что посещают кладбище, добавляли: «по возможности». При этом никто не сослался на пресловутые нехватку времени и житейские заботы. Ограничивающими обстоятельствами выступают, скорее, ресурсы здоровья и северные климатические условия. Схема посещения могилы представляет значительно редуцированный вариант той, которая разработана на материале традиционных сельских поселений и по этнографическим источникам. К самым устойчивым элементам относятся: 1) уборка места захоронения; 2) возложение цветов, высаживание их взамен увядших; 3) еда и выпивка у могилы; 4) рассыпание съестного на могиле; 5) разговор с умершим; 6) разговор об умершем; 7) мысленное поминовение. Обиход могилы, подновление памятника, оградки и т.п. является главным основанием посещения кладбища. Поддержание семейного захоронения в надлежащем виде свидетельствует об отношении родных к памяти умершего, сохраняет их культурную репутацию. Боязнь общественного осуждения является важным основанием поминовения на кладбище. Типовые действия у могилы: Убираемся там, срываем увядшие цветы, высаживаем новые. По возможности красим каркас. Всегда оставляем для птичек пшено и печенье с конфетами (Ж, 1950). На могиле оставляют также пироги, другие выпечные изделия, яблоки. Объясняется это как угощение для умершего, «для птичек». Мнения о том, следует ли поминать на кладбище едой и питьем, расходятся: Делаем там уборку, а поминаем дома» (при этом пироги, конфеты, пшено оставляют на могиле^ (Ж, 1961); Ставим на могилку стопку, кладем закуску (М, 1980); Всегда приносим с собой еще одну стопку, так как ее каждый раз уносит кто-то. Наливаем отцу выпить, ложим ему что-нибудь поесть, обязательно ложим сигареты, он при жизни много курил. Взрослые выпивают, а мы обычно, что-нибудь едим со словами: «Пусть земля ему будет пухом» (Ж, 1982); Я помню, как <... > мы ездили на кладбище, на могилу моей прабабушки и помянули ее употреблением пищи. Честно говоря, это для меня всегда было дико (Ж, 1983) - информант из русско-татарской городской семьи, и описанный способ поминовения увидела впервые в деревне, когда гостила у русской бабушки. Не едят близ могилы те, кто а) знакомы с религиозно-церковными нормами, согласно которым трапеза на кладбище - остаток «язычества», и строго придерживаются их, 6) принадлежат к «неправославным» этноконфессиональным группам, часто являются выходцами из гетероэтнических семей; в) не относят себя к верующим, а на кладбище не едят по мотивам психологическим и гигиеническим. Противоположные предписания относительно хмельного на похоронах и поминках являются вполне традиционными. Церковь категорически возражает против употребления алкоголя; оно, «очевидно, составляет древнейшую 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz