Разумова, И. А. Поминальные обряды: типология, сценарии, функционирование : (на примере современных семей Кольского Заполярья) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 5-18.

Помню, раньше запрещалось ходить в храм, а если узнавали, то могли даже исключить из партии, выгнать из школы. Всех людей держали под страхом перед церковью. Но многие все равно ходили. Так и мы с мамой незаметно ездили в церковь, брали святую воду, ставили свечи. После церкви приходили домой и там поминали покойных. Многие отмечали дни поминовения, но никто об этом не говорил, нигде не афишировалось; все делалось тихо и незаметно. Сейчас, когда мама моя давно уже умерла, осталась эта семейная традиция (Ж, 1935). Заметим, что условием сохранения традиции являлось, как минимум, наличие действующей церкви (в данном случае - в Мурманске). В прочих случаях практика прекращалась, причем запрет на посещение церкви воспринимался и как запрет на поминовение усопших: Соб.: А родственников поминали? Были ли поминальные дни? Инф.: Раньше было запрещено. <...>. Вот не ходили в церковь, хотя мама-то раньше-то, говорит, они в деревнях-то ходили в церковь все. А в то время не ходили (Ж, 1936). При всем разнообразии вариантов в случаях, когда соблюдается полный сценарий, включающий все места поминовения, он обычно начинается с посещения церкви, затем следуют посещение кладбища и домашняя трапеза: Обычно мы ходим в церковь, заказываем панихиду, ставим свечки, потом идем на кладбище, затем собираемся дома и вспоминаем (Ж, 1954); Мы ходим в церковь, ставим свечи усопшим, живым за здравие всех родственников. Потом идем на кладбище. Затем, дома по русской традиции поминаем усопших (М, 1961); Иду сначала в церковь, там ставлю свечку, а потом иду на могилу (М, 1926); Заказывается, значит, панихида в церкви. И потом на кладбище несутся цветы. Ну и накрытый стол, то есть угощение. Поминальный обед (Ж, 1957) и т.д. Во всех приведенных случаях речь идет о частных ежегодных поминовениях в день смерти близкого. Эта модель, признанная церковью, соответствует календарным общественным поминаниям в «родительские субботы» и прочие дни. В единичных случаях порядок нарушается. Следование данному сценарию означает: 1) определенную религиозную идентификацию и/или традиционалистские установки семьи, 2) наличие захоронений родственников на местном кладбище. Вариант данной модели предполагает выбор: Если получается, мы стараемся съездить либо в церковь, либо на кладбище (Ж, 1985). Посещение церкви выполняет компенсирующую функцию, если семейные захоронения отсутствуют или члены семьи в день памяти находятся в отъезде: В эти дни нужно идти на кладбище, в церковь; если мы далеко, в другом городе, то стараемся сходить в церковь (Ж, 1983). Церковные поминовения могут быть нерегулярными или однократными: Например, в прошлом году на день смерти мамы я ездила в церковь в Кировск, поставила свечки за упокой умерших и за здравие живых, также заказала молебен (Ж, 1983). В первую очередь, это относится к безрелигиозным семьям: Мы и не каждый раз ходили на кладбище, а тем более в церковь (я, мама и отчим скорее неверующие) (Ж, 1985). 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz