Разумова, И. А. Поминальные обряды: типология, сценарии, функционирование : (на примере современных семей Кольского Заполярья) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 5-18.

того, что традиция поминовения в семье есть, служит показателем этнической принадлежности семейно-родственной общности, ее культурного уровня. Многие утверждают, что они поминают предков, «как во всех нормальных семьях». Признаются и соблюдаются как индивидуальные поминальные даты, так и общекалендарные. Респонденты указывали их как «религиозно-церковные», «по православному календарю», «божественные праздники», «родительские субботы», Троица, Пасха, Радуница и некоторые другие народно-религиозные праздники и поминальные дни (35% от общего числа респондентов), а также прочие общественные поминовения. Из частных поминовений неукоснительно соблюдаются непериодические, включенные в погребальный ритуал (в первую очередь, 9-й, 40-й день, годовщина). В последующем умерших поминают ежегодно в дни смерти, несколько реже - в дни рождения и именин. Поминки в дни рождения некоторые считают «неправильными», однако церковь отнюдь не возражает против ни х3. Традиционные ритуальные сценарии предписывают в поминальные дни определенные действия на кладбище, дома и в церкви. Они соблюдаются в зависимости от реальных возможностей семей и от конкретных ситуаций. На ритуальное поведение влияют религиозно-конфессиональная ситуация и состояние общественных институтов, выполняющих мемориальные функции, религиозно-этническая принадлежность семьи, ее миграционная история и местожительство, типы смерти и погребения тех, кого поминают, структура и состав семейно-родственной группы и ряд других факторов. Церковное поминовение В советский период для абсолютного большинства семей исключалась возможность церковного поминовения и отсутствовала в нем потребность. При необходимости оно компенсировалось домашним, а также посещением кладбища. В 1990-2000-е гг. ситуация изменилась. Наблюдается тенденция к соблюдению православного порядка поминовения или, скорее, отдельных его элементов. При этом можно предположить, что существует значительное расхождение между утверждениями информантов и реальными регулярными действиями. Если суммировать утверждения, церковное поминовение практикуется в 27% случаев (семей), из них 15% «делегируют» для этого одного представителя - обычно женщин второго-третьего поколений. Несколько чаще встречаются случаи, когда само посещение церкви (в частности, с экскурсионными целями) инициирует поминальное действие: поставить свечку, подать заупокойную записочку. Иногда (не более 5%) заказывают молебен, поминание на проскомидии - и в религиозные праздники, и в частные поминальные дни. Ретроспективно информанты старшего поколения демонстрируют разные модели поведения и отношения к церковному поминовению. Одни утверждают, что вопреки запретам соблюдали его: 3 Ср.: «Кроме этого, особенно совершается родственниками память по усопшему в дни его рождения, именин и смерти в знак того, что его душа жива и бессмертна - она совершенно обновится, когда Создатель воскресит истлевшее тело. Поминовение в эти дни служит выражением нашей любви к усопшему, которая не прекращается с его кончиной. Как при жизни усопшего в дни его рождения и именин мы особенно молились о его здравии, так и по кончине должны молиться о прощении его грехов и вечном спасении» [Православное поминовение усопших]. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz