Разумова, И. А. Поминальные обряды: типология, сценарии, функционирование : (на примере современных семей Кольского Заполярья) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 5-18.

покойникам, она приурочена к лету (Фомина неделя, Троица) и отличается «буйным характером поведения участников» (при участии священника). Другая традиция - это поминки по «своим», которые приурочены к Дмитриевской субботе, Рождеству, Великому Посту; основное время поминовения - вечер, ночь, для атмосферы характерны страх, молчание; священник здесь не присутствует. «Современное различение этих двух традиций не основано на разделении покойных на «заложных» и «чистых», - пишет исследовательница. - Скорее, его можно объяснить приуроченностью обряда к разному месту (дом - кладбище) и разному времени суток (день - ночь). Дом и кладбище в обрядовое время поминовения меняют свое мифическое значение на противоположное» [Седакова, 2004: 258-259]. По имеющимся материалам и нашим данным, различение данных традиций, а также обычай ночных поминовений в настоящее время отсутствуют. Материал и исследование Мы предприняли изучение практики поминовений как ее представляют и осуществляют современные семьи жителей городов и поселков Мурманской области. Вопрос о том, насколько важны в данном случае локальный и поселенческий критерии, пока остается открытым. Материалом послужили данные устного и письменного интервьюирования, которое систематически осуществлялось в 2001-2011 гг., а также семейно-биографические и автобиографические текст ы2 . Респонденты выступали как представители семей, проживающих в городах Апатиты, Кандалакша, Кировск, Ковдор, Мончегорск, Мурманск, Оленегорск, Полярные Зори, Полярный, Снежногорск, поселках Ловозеро, Ревда и др. Единицами обследования выступали семьи и индивиды. Возраст респондентов - от 16 до 87 лет; преобладающая часть в семьях относится к условным поколениям «детей» 1980-х - начала 1990-х гг. рождения, «родителей» - середина 1950-х - первая половина 1970-х гг. рождения, «прародителей» - 1930-х - первой половины 1950-х гг. рождения. Общее число респондентов - 185, семейно-родственных групп - 142. Исследование не было репрезентативным, основные цели состояли в том, чтобы выявить наличие (отсутствие) в современных семьях ритуальных поминовений, их значение, отношение к ним, принятые ритуальные действия, возможность их соотнесения с описанными в этнографической литературе формами поминания умерших и некоторые другие. Способ сбора материала определил границы его интерпретации. Совокупность текстов позволяет судить прежде всего о том, что считается социальной нормой в отношении сохранения памяти о предках в ритуализованных формах, а также о различиях конфигураций семейных поминовений, структуре отношений живых и умерших и влияющих на них объективных и субъективных факторах. Одной из задач было выявление ритуальных сценариев поминовения. Под ритуальным сценарием мы понимаем последовательность обрядовых действий, рассматриваемых в единстве их смысла, формы и содержания и осуществляемых в пределах определенных пространственно-временных границ. Большинство респондентов (ок. 95%) утвердительно отвечают на вопрос о том, принято ли у них в семьях поминать покойных родственников. Констатация 2 Интервьюирование осуществлялось по разработанному автором вопроснику, в собирании материала принимали участие О.В.Змеева, К.С.Казакова, Е.В.Бусырева, а также студенты гуманитарного факультета КФ ПетрГУ. Записи в рукописном, электронном и аудиоформатах находятся в архиве сектора исторической и социальной антропологии ЦГП КНЦ РАН и личном архиве автора. При цитировании указываются пол и год рождения респондента. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz