Разумова, И. А. Поминальные обряды: типология, сценарии, функционирование : (на примере современных семей Кольского Заполярья) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 5-18.

О.А.Седакова высказала идею о том, что участники поминовения «вступают в особые, более прямые и осознанные, чем в других обрядах, отношения с «иным» миром, миром покойных. Поминовение иначе, чем другие обряды (например, святочный или свадебный), связано с внеобрядовой обыденной жизнью: эта связь охватывает не фрагменты реальности, а всю ее в целом. В основе самого названия обрядов, адресованных душам, всем помным и непомным покойникам, - память , воспоминание (курсив мой - И.Р.). Воспоминание в этом случае мыслится как особое действие, в котором снова воплотится, снова окажется живым когда-то случившееся событие» [Седакова, 2004: 258]. Таким образом, основные смыслы поминальных обрядов обращают к их изучению в контексте мемориальной культуры (социальной памяти) тех или иных групп на определенных этапах общественного развития. Такой подход позволяет отчасти изменить исследовательскую оптику, что особенно важно, когда речь идет о модернизированных обществах, в том числе о современной городской культуре. Отечественные этнографические исследования чаще всего оперируют временным показателем «конец XIX - начало XX вв.» - условной границей существования т.н. «традиционной культуры». Основное внимание уделяется внерелигиозным («языческим», «архаическим») факторам формирования поминальной обрядности. Работы, в которых описываются поминальные практики ХХ в., имеют дело, прежде всего, с культурой советского периода. По этим причинам традиция церковного поминовения осталась на периферии в этнографических описаниях. То, что существуют три пространства для ритуальных поминальных действий: кладбище, дом и церковь, - хрестоматийный этнографический факт. Тем не менее, вопрос о том, как они соотносятся в конкретных поминальных конфигурациях локальных культур в разное время, остается большей частью непроясненным. Безусловно, и ликвидация церквей в советское время, и возрождение религиозно-церковной жизни в пореформенный период явились мощными факторами динамики поминальных практик и в селах, и в городах. При этом неизбежна их значительная вариативность, обусловленная религиозно-конфессиональной ситуацией, масштабами деятельности РПЦ и прочих конфессий в конкретных поселениях и ареалах. Помимо религиозно-конфессионального основания, для типологии поминовений особенно важны два критерия: временной (периодичность/непериодичность) и социальный (частные/общественные). Можно разграничить: 1) единичные частные поминовения, осуществляемые в рамках полного погребального ритуала и завершающие его по истечении года после отсчитываемого события; 2) периодические общественные поминовения в течение календарного года; 3) непериодические частные поминовения, детерминированные личностно или ситуативно; 4) непериодические общественные поминовения, инициируемые различными социальными субъектами и связанные с событиями общественной жизни. Поминальные события 3 и 4-й категорий исследованы недостаточно, прежде всего в силу их «единственности» в каждом случае, а это требует, как минимум, большого количества конкретных описаний. Часть дат общественных поминовений относятся к общеславянскому календарю, другие включены в него благодаря предписаниям православной церкви. Как отмечала О.А.Седакова, «существуют две совершенно разные поминальные традиции: на кладбище и в доме», у них разные генетические основания. Первая соотносится с древнейшим обрядом тризны по «нечистым» 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz