Разумова, И. А. Поминальные обряды: типология, сценарии, функционирование : (на примере современных семей Кольского Заполярья) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 5-18.

Вместе с тем, как высказывались информанты: Эти дни у нас не омрачены сильным трауром. Каждый что-то, конечно, переживает у себя в душе, но всегда вспоминаются истории и смешные, и грустные, из жизни покойного (Ж, 1983); Вообще, когда у нас в семье поминают родственников, то сначала, как принято, говорят: «Пусть земля ему будет пухом», - и все такое прочее, а потом вспоминают смешные случаи, которые случались с умершими родственниками при жизни (Ж, 1982). Нет необходимости останавливаться на том, что ритуальное поминальное веселье вполне согласуется с «исконными» (универсальными) смыслами обряда. Самый определенный элемент обрядности - пища: «общие и очевидные признаки загробной еды отражаются на поминальном столе преобладанием сладкого и мучного» [Седакова, 2004: 120]. Главным образом, пекутся или покупаются пироги, обязательно присутствуют на столе печенье, конфеты и другие сладости, блины. В некоторых семьях готовят кутью, даже если сроки поминовения выходят далеко за рамки первой годовщины. Алкоголь, как правило, употребляется - в ряду других напитков, вопреки негативному отношению церкви к этому обычаю. Для значительной категории мужчин-респондентов «помянуть» и «выпить» являются синонимами. Семейные варианты различаются: Поднимаются стопки (кто что желает - водку, вино или компот - по усмотрению каждого) и выпиваются, не чокаясь, за упокой души (Ж, 1982); Обычно в этот день папа приносит водку и выпивает за память, говоря «пусть земля ему будет пухом» (Ж, 1982); У нас как-то заведено, что именно в этот день стоит на столе только красное вино (Ж, 1963); Поминаем в соответствии с христианскими воззрениями церкви, скромно и без спиртных напитков (М, 1952). Во многих семьях в день памяти принято готовить блюдо, которое любил умерший: Бабушка у нас любила, например, рыбники. Сегодня день ее смерти, у бабушки совпал день смерти ирождения, мама готовиларыбники (Ж, 1975); Всегда, когда поминали, готовили то, что любил этот человек. Но, например, если любил человек куропатку, то готовили суп из куропатки. Готовили обязательно то, что любил этот человек. Мама у нас очень любили рыбу, поэтому у нас на столе была семга (Ж, 1956) - информант из русскоговорящей коми-саамской семьи. В индивидуальных случаях выполняются соответствующие завещания: Когда она (бабушка. - Соб.) умерла, то сказала своей младшей дочери, чтобы та поминала её утром черным хлебом с пустым чаем. Моя тетя так до сих пор и делает (Ж, 1962). Выпечка и сладости с поминального стола, приготовленные или покупные, часто раздаются соседям, знакомым, приносятся на работу, в детские учреждения. Обычай восходит к ритуальной раздаче милостыни, которая составляла обязательной элемент поминовения на кладбище. Участие детей в раздаче поминальных «гостинцев» также имеет глубокие корни в традиционных представлениях о детях как существах, близких к инобытийному миру. Обычно я покупаю конфеты и раздаю всем на работе, то же делают и мои дети (Ж, 1961); 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz