Разумова, И. А. Поминальные обряды: типология, сценарии, функционирование : (на примере современных семей Кольского Заполярья) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 5-18.

Таким образом, соединяются коллективная и персональная память о погибших подобно тому, как в дни традиционных календарных поминок отдается дань и «общим», и «собственным» предкам. Мемориальные объекты и захоронения становятся равнозначными индивидуальным могилам в тех случаях, когда родственник пропал без вести, место его погребения неизвестно или недоступно. Как справедливо отмечает А.Т.Марутян, этому способствует имя умершего, присутствующее на мемориальном месте [Марутян,2008: 121]. Составление списков имен служит интериоризации коллективной памяти памятью семейной, и оно практикуется на разных уровнях (в деятельности государственных, общественных организаций, частных лиц) в разных странах, переживших войны, социальные катаклизмы, стихийные бедствия. Исследователь ссылается, в частности, на описание соответствующих практик в Канаде [Сагг, 1973]. В иных случаях таблички с именами умерших размещаются родственниками в местах общественных захоронений. Это делается не только в местах общенациональной значимости, как, например, Пискаревский мемориал в Санкт-Петербурге, но и на любых сельских и городских кладбищах, около различных памятников и мемориальных знаков: Могилы их двух (дядей отца. - Соб.) неизвестны, но в п.Свирьстрой их имена увековечены в списках погибших. Мы всегда возлагаем там цветы, когда приезжаем к отцу народину (Ж, 1983). Домашнее поминовение Домашнее поминовение является или завершающим этапом ритуального сценария, или единственной его формой. Те, кому не удалось выехать на погребение родственников в другую местность, организуют дома в день погребения, на 9 и 40-й дни поминальный обед, на который нередко приглашаются друзья. Приглашение в данном случае противоречит традиционному правилу (на поминки, как и на погребение, не приглашают из «обережных» соображений), но оказывается необходимым, поскольку окружающие не запоминают даты смерти и тем более не считают количество дней после нее. Дальнейшие ежегодные поминовения, если в них участвуют не только члены семьи, также проходят как «приглашения в гости». В подавляющем большинстве случаев домашнее поминовение ограничено трапезой: совместным ужином или - реже - обедом. В некоторых семьях соблюдают религиозно-обрядовый этикет: зажигают свечи, молятся за упокой умерших. Нередко поминальные действия включают выставление и пересматривание фотографий покойных родственников, обращение к семейным альбомам: В эти дни собираются исключительно родственники. Мы двумя семьями смотрим семейный фотоархив, начиная с самых ранних фотографий до самых последних (М, 1982). Соответствуют ситуации темы разговоров, в некоторых случаях - предписания не шуметь и не веселиться. Поминальная ситуация актуализирует биографические, семейно-исторические сюжеты: Дед каждый год поминает своего брата Николая, погибшего в японской войне. Каждый год 9 августа мы регулярно выслушиваем рассказ деда об этом событии, а часто и истории, связанные с Великой Отечественной войной, которую прошел дед (Ж, 1984). 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz