Разумова, И. А. Поминальные обряды: типология, сценарии, функционирование : (на примере современных семей Кольского Заполярья) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 5-18.
подчеркивается старинность или древность сельских кладбищ, которые в массовых представлениях устойчиво ассоциируются с удаленностью от городской суеты. Проблему составляет посещение кладбищ, которые расположены вдали от населенных пунктов. Они продолжают функционировать постольку, поскольку за ними следят потомки умерших. Появляются подобные кладбища, когда село (поселок, деревня) закрывается, уничтожается и т.д. В такой ситуации почти исключается периодичность поездок, их можно планировать, а реализация, скорее, виртуальна. На возможности «выездных» поминовений влияют различные факторы: экономический, семейно-организационный, возрастной и другие. Особо следует выделить поминовения родственников, которые были погребены на чужбине в силу драматических исторических причин, в частности, если места их захоронения стали известны спустя какое-то время после смерти и они не имеют индивидуальных могил. Самые типичные случаи - гибель на войне или вследствие репрессий. С течением времени родные (потомки) узнают о наличии мемориального захоронения, чаще - коллективного: Прадеда арестовали. И только десять лет назад мы узнали, что, оказывается, его расстреляли, и расстреляли неподалёку от деревни, то есть там километров 10-15 было. Вот мы ездили на могилу, возили мою бабушку туда (Ж, 1970). Варианты поминальных сценариев семьи в подобных ситуациях различаются в зависимости от ряда переменных обстоятельств. После обретения могилы ее посещение может быть однократным или стать более или менее регулярным, а может и не осуществиться. В последнем случае, как правило, присутствуют оправдательные мотивы. Они свидетельствуют о том, что посещение родной могилы хотя бы один раз продолжает считаться нормой, а нарушение ее - следствием исключительно объективных причин или, например, родительской воли: Дедушка по маминой линии <...> погиб в Отечественную войну в Венгрии, коли (когда. - Соб.) немцев гнали назад. Нашли даже место, где он похоронен. Хотел даже дядька ехать туда, бабушка, царство ей небесное, не пустила, мало ли что случится, он единственный сын, не пустила - боялась очень сильно. Знают, где похоронен, но на могилке не были (Ж, 1958). Братские захоронения и мемориальные сооружения, призванные увековечить национальную память, часто принимают на себя функции кладбищ. Это кросскультурное явление в Советском Союзе стало особенно заметным с начала 1960-х гг., когда начали активно сооружаться мемориальные комплексы, посвященные победе в Великой Отечественной войне [Марутян, 2008:120-121]. В постсоветский период герои и мученики войны до известной степени объединились с жертвами политических репрессий как в национальном сознании, так и поминальной ритуалистике, а в ряде случаев - и в общих захоронениях: Потом отца забрали и расстреляли. И похоронен он был недалеко от Петрозаводска, там есть кирпичный завод. И когда стали раскапывать песок для стройки и там раскопали 38 человек расстрелянных. <...>. И похоронили в Петрозаводске на кладбище на Кукковке, там, где похоронены ветераны 45-го, вот ихние могилы вот так, пять женщин отдельно, остальные вот так. Я, как езжу туда, так я сразу иду на могилу и этим кладу, и тем. И тут же сразу в церковь зайду. Там церковь сразу, старая церковь, я туда (Ж, 1927). 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz