Разумова, И. А. Поминальные обряды: типология, сценарии, функционирование : (на примере современных семей Кольского Заполярья) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». – 2011. – 3 (6), вып. 2. – С. 5-18.

Устойчивым обычаем является выезд на кладбище в период отдыха у родственников. Посещение кладбища обязательно для северян, находящихся в гостях у родни. Также поминаем умерших родственников, когда ходим на кладбище. Захоронены родственники все в Самаре, в Мончегорске - нет. Выбираемся на кладбище оченьредко: один раз в году во время, когда мы в Самаре, потому что добираться туда очень долго (кладбище находится за городом). По возможности обходим не толькородственников, но и знакомых (Ж., 1982). Информанты, которые избегают участия в «чужих» поминальных мероприятиях, но ежегодно ездят в отпуск к родственникам в один и тот же населенный пункт, отмечают, что обязательно планируют и осуществляют поездку на могилы. Таким образом, они бывают на кладбище один раз в году. Функция ухода за могилами возлагается на близких родственников; если их нет, то просят об этом друзей или соседей. Обычно поминовение на кладбище приезжими (по сути, отдыхающими) не связано с какими-либо календарными датами или религиозными праздниками, тем более что отпуска далеко не всегда имеют календарную приуроченность. Однако есть многочисленная группа семей, у которых время поездки определено и приходится на летний период, особенно если в семье дети-школьники. Для части семей становится традиционным отпуск, который совпадает со временем празднования Троицы. В нашей семье есть традиция, которую мы все ценим, если, конечно, есть такая возможность, каждый год, когда мы приезжали летом в деревню, мы едем в Троицу на кладбище. Кладбище, где похоронены ближайшие родственники по маминой линии, находится за рекой от нашей деревни, но так уж повелось, чтородственников мы хороним там (Ж., 1984). Для младшего поколения и тех информантов, которые родились на Севере, знакомство с традиционной обрядовой культурой связано исключительно с летними отпусками, особенно если они полностью или частично проводятся в деревне. Северяне особенно выделяют поминовение в сельской местности, где оно продолжает носить массовый характер. Отмечаются случаи, когда приезд родственников с Севера собирает всю родню и соседей, жителей села. Возникает ситуация общего поминовения, которая создает ощущение принадлежности и к родственной, и к сельской общности в целом. Дети, родившиеся на Севере, приезжая в отпуск, именно на кладбище впервые ощущают принадлежность к роду. В дни поминовения они получают информацию обо всех предках сразу, на кладбище специально для них рассказывают биографию рода. Воспоминания о поездке на деревенское кладбище и сельском поминовении указывают на то, что такие посещения имеют статус ритуального события, которое обязательно, кто бы ни приехал, и всегда коллективно. Некоторые кладбища находятся далеко от села или на его окраине, и необходимо преодолеть какие-либо препятствия для того, чтобы попасть в пространство мертвых: Так вот, каждый год в Троицу родственники ищут транспортное средство, туда-то лодка или катер, и переправляются на другой берег, чтобы почтить память своих предков. Могилы похороненных родственников находятся в одном месте, в самом конце кладбища; они всегда ухожены, везде оградки, памятники, цветы (Ж, 1984). Деревенское кладбище вообще становится символическим местом для приезжающих. Основные его характеристики - тишина, умиротворенность. Особо 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz