Разумова И. А. Саамские сетевые сообщества в «этническом Интернете» России / Разумова И. А., Сулейманова О. А. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2019. – № 2 (179). – С. 114-122.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 2 (179). С. 114-122 Этнография, этнология и антропология 2019 УДК 316.45-054(=511.12):004.738.5 DOI: 10.15393/uchz.art.2019.299 и р и н а а л е к с е е в н а р а з у м о в а доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона - филиал ФИЦ «Кольский научный центр РАН» (Апатиты, Российс­ кая Федерация) irinarazumova@yandex. ru о л е с я а н а т о л ь е в н а с у л е й м а н о в а кандидат исторических наук, научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона - филиал ФИЦ «Кольский научный центр РАН» (Апатиты, Российская Федерация) sul-olesya@yandex.ru с а а м с к и е с е т е вы е с о о бщ е с т в а в « э т н и ч е с к о м и н т е р н е т е » РОССИИ* Статья посвящена актуальным проблемам, связанным с идентификацией и функционированием виртуальных сетевых сообществ, которые образуют сегмент «этнического Интернета». Авторы исходят из того, что определение онлайн-сообщества как этнического осуществляется не через социальные категории, а путем эмпирического описания содержания, значений и назначения ин­ формации. Впервые рассматриваются киберсообщества кольских саамов на материале российской социальной сети «ВКонтакте». Выделяются типы онлайн-групп по их отношению к оффлайн-сооб­ ществам и организациям. Определяются функции сетевой коммуникации. Они варьируют в зави­ симости от статусов участников. Утверждение и трансляция киберэтничности является основной функцией всех типов групп, включая коммерческие. Исследование показало, что виртуальные са­ амские сообщества репрезентируют традиционную культуру разносторонне, но неравномерно. Результаты свидетельствуют о значительных усилиях саамских активистов, направленных на ак­ туализацию традиционной культуры и ее использование в качестве экономического ресурса. Коммерциализация саамской символики и ее «профанация» вызывают острые дискуссии. Анализ не выявил националистических тенденций. Высокую значимость для сообществ имеют правовые аспекты жизни саамов, проблемы трансляции культурного наследия и социализации саамской молодежи. Ключевые слова: кольские саамы, социальная сеть, виртуальное сообщество, функции, кибер-этничность, этническая символика введение Социальные интернет-сети все активнее учас­ твуют во всех сферах жизни общества, включая этническую. Представители этнических групп создают виртуальные объединения с целью поддержания и презентации своей культуры и традиций. Благодаря коммуникациям в соци­ альных сетях компенсируются дефицит реаль­ ной территориальной близости и недостаточные возможности оффлайновых социальных инсти­ тутов для удовлетворения культурных потреб­ ностей. Первое особенно важно для дисперсно расселенных этнических групп, второе - для миноритарных культурно-языковых общностей [6], [22]. Согласно современным исследованиям, Интернет не только является инструментом уни­ версализации, но поддерживает культурное раз­ нообразие и способствует укреплению групповой идентичности. Результаты исследований, посвя­ щенных позициям малых языков в Интернете, в этом отношении особенно убедительны [12], [13], [14]. © Разумова И. А., Сулейманова О. А., 2019 Изучение презентации и развития этничности в Интернете («киберэтничности») на сегодняш­ ний день стало одним из актуальных научных направлений. Активно исследуются виртуаль­ ные татарские сетевые сообщества [2], [3], [9], [20], рассмотрен процесс формирования бурят­ ской этнической идентичности посредством со­ циальных медиа [18], [19]. Изучаются процессы ревитализации языка и этничности удмуртов в Интернете [14], [23], сетевой дискурс крымско-та­ тарских и осетинских кибергрупп [8], адыгских и абхазских блогеров [17], черкесские веб-ресурсы в различных языковых сегментах [16], [21], фор­ мы киберактивности в российском Интернете на- гайбаков, немцев [6], квазиэтнической общности «мигранты из Средней Азии» [5]. На фоне расширяющихся исследований ки- берэтничности и обсуждения проблемы соотно­ шения онлайн- и оффлайн-сообществ представ­ ляется проблематичным использование понятий «национальный Интернет», «этнический Ин­ тернет». Этнически ориентированные сетевые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz