Разумова И. А. Саамские сетевые сообщества в «этническом Интернете» России / Разумова И. А., Сулейманова О. А. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2019. – № 2 (179). – С. 114-122.

Саамские сетевые сообщества в «этническом Интернете» России 119 Рис. 2. «Саами Заполярья борются против подделок». Опубликовано на стене сообщества «Фонд саамского наследия и развития» 3 октября 2018 года недовольны активисты использованием саамской символики в сфере туризма. Они убеждены, что сувениры с саамской символикой, активно реа­ лизуемые коммерческими организациями, так­ же искажают традиционные саамские символы. Как сообщается в источнике «Саамская деревня. “САМЬ-СЫЙТ”», единственное учреждение, представители которого пошли на контакт и из­ винились за некорректное использование саамс­ кой символики, это кафе «Юность» в Мурманске. В нем продавали пряники под названием «Саам­ ка» (рис. 2). Саамы возмутились, сочтя это неува­ жением к саамским женщинам, которых никто так не называет (по устному объяснению одного нашего информанта-саами, по-русски это зву­ чит как «самка»). В итоге пряник переименовали в «Северянку». В сообществах поднимаются вопросы, связан­ ные с историей саамского народа. История вос­ производится через упоминание и обсуждение конкретных исторических фактов, в частности подвига оленных батальонов в годы Великой Отечественной войны, а также путем демонстра­ ции старых фотографий, материалов семейных архивов. Достаточно места отводится традици­ онным праздникам саамов: как этнографической информации, так и обсуждению возможностей их реконструкции. В целом исследование показало, что вирту­ альные сообщества, позиционирующие себя как саамские, полифункциональны и способствуют социальной коммуникации и интеграции на раз­ ных уровнях - территориальном, этническом, межнациональном, межинституциональном, межличностном. Текстовый, аудио- и визуальный контент разносторонне, хотя и неравномерно, демонстрирует традиционный этнокультурный комплекс и систему современных представлений о нем, а также свидетельствует о значительных усилиях саамской общественности по актуали­ зации традиционной культуры и использованию ее в качестве экономического ресурса. Наибо­ лее острые дискуссии вызывают коммерциали­ зация саамской символики и ее «профанация». Анализ контента не выявил дискурсивных или реализуемых иными способами националисти­ ческих тенденций. Отсутствует выраженная по­ литизированность. Тематика обсуждений сви­ детельствует о высокой значимости правовых аспектов жизни саамов, проблем актуализации культурного наследия и социализации саамской молодежи. * Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ по проекту № 18-05-60040 «Новые технологии и социаль­ ные институты коренного населения Российской Арктики: возможности и риски». ПРИМЕЧАНИЯ 1 Глобальная статистика Интернета / Рейтинг социальных сетей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gs.seo- auditor.com.ru/socials/ (дата обращения 10.10.2018). 2 Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.br-analytics. ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/ (дата обращения 01.10.2018). 3 Самьоллмэ vkontakte.ru / Саамы вконтакте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/club932308 (дата об­ ращения 05.10.2018). 4 Ловозерский НКЦ приглашает [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/club65256797 (дата обращения 05.10.2018). 5 Лопари (Саамы) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/club5798871 (дата обращения 05.10.2018).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz