Разумова И. А. История рода и места в проекции жизненного пути карельского фольклориста и этнографа // Словесность и история. – 2021. – № 2. – С. 155-169.

История рода и места в проекции жизненного пути карельского фольклориста и этнографа данным с 1678 по 1940—1959 гг. На протяжении веков население деревни составляло от 6 до 119 человек, от 1 до 19 домов (дворов, домохозяйств). Согласно фольклорному преданию, записанному А. С. Степановой, первым жителем был «лапландец» (саам), который приплыл на деревенский мыс на отколотом куске скалы. Остался материальный след первопоселенца: «Этот кусок скалы до сих пор возвышается в озере, у самого берега, и называется Lappalaizenkivi (с кар. букв, камень лопаря). На камне остались следы его ног» (с. 11). Фото камня-достопримечательности помещено в книге. Автор отмечает, что были и другие версии происхождения деревни, которые укла­ дываются в международные традиции преданий об основании поселений. Большинство жителей Шомбозера — носители нескольких фамилий, генеалогически связанных между собой и с населением близлежащих дере­ вень. Генеалогию Степановых / Кузьминых, реконструированную А. С. Сте­ пановой по архивным данным, представляют пять родословных таблиц с родословными росписями, начиная с информации о предке, датируемой 1595—1600 гг. (с. 164—185); этот раздел завершает книгу, тем самым де­ монстрируя главный результат авторского труда. В Приложении дан список личных имен людей, зафиксированных в деревне Шомбозеро, в русском и карельском вариантах (с. 186—188) — интересный материал для антропо- нимических штудий. Отдельная глава «Шомбозерские дома» содержит перечень всех 19 до­ мов с полным демографическим описанием состава домочадцев на протяже­ нии ряда поколений с конца XIX до середины XX в. По этому описанию мож­ но проследить родственные и брачные связи, судьбы отдельных семей и их членов, сопоставить жизненные траектории и биографические обстоятель­ ства. Обращает на себя внимание высокая частотность повторных браков и, следовательно, сводных семей, в том числе многодетных. Автор подсчи­ тала, что все мужчины призывного возраста участвовали в Великой Отече­ ственной войне, список приводится, большинство из них — 20 (или 22) из 35 человек — с войны не вернулись. Часть земляков «покоится на деревен­ ском кладбище, часть умерла во время войны — на фронте и в эвакуации. Большинство же потомков раскидало по всей России, часть оказалась и за пределами страны» (с. 62). В начале главы этнографически точно описан типичный карельский дом, какими и были все дома в деревне. Рассказ об истории Шомбозера включает языковые данные и этногра­ фическое описание традиционного крестьянского карельского быта, которое опирается на профессиональное и личное знание мемуаристки и на воспоми­ нания земляков. Повествование содержит сведения о традиционных жизне­ обеспечивающих занятиях (из них главными были рыболовство и охота), 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz