Разумова И. А. История рода и места в проекции жизненного пути карельского фольклориста и этнографа // Словесность и история. – 2021. – № 2. – С. 155-169.

И. А. Разумова Степановна является специалистом по карельскому фольклору разных ж ан ­ ров и в разных диалектных вариантах (традициях северных и южных карел). Изучению устной культуры карельского населения Беломорского района Ка­ релии были посвящены специальные экспедиции и исследования А. С. Сте­ пановой. В подготовленном ею научном издании «Устная поэзия тунгудских карел» [Устная поэзия] впервые опубликованы на двух языках, карельском и русском, образцы всех жанров фольклора этой этнолокальной традиции. Опись материалов, собранных А. С. Степановой (Тупицыной) и хранящихся в фольклорном фонде НА КарНЦ РАН и Фонограммархиве ИЯЛИ КарНЦ РАН [У истоков, с. 3 3—89], демонстрирует многообразие научных инте­ ресов и профессионализм не только фольклориста-собирателя, но и этно­ графа, и знатока языка. А. С. Степанова изучала сказки, эпические песни, ёйги — импровизационный народно-песенный жанр, который был широко распространен у саамов, народов Скандинавии, а у карел бытовал только в Северной Карелии: Лоухском и Калевальском районах [Карельские ёйги]. Профессиональный фольклорист, как правило (если не «по определе­ нию»), одновременно является собирателем, исследователем, публикатором и популяризатором (просветителем). Изучение этнических и локальных тра­ диций способствует продвижению «материнских» языков, истории и куль­ туры отдельных поселений и регионов. Результаты исследований и тексты включаются в систему образования. В 1960-х гг. Александра Степановна участвовала в подготовке научного двуязычного издания южно-карельских сказок [Карельские народные сказки], а вслед за этим популярных книг для детей и взрослых на финском, русском, карельском языках [Sinipetra; Были- небылицы; Kultapialintu]. В периодической печати на карельском языке она публиковала тексты, записанные от отдельных исполнителей [Mihejeva; Iva­ nova]. В помощь учителям карельского языка готовила учебно-методические материалы по фольклору [Karjalaista rahvahan runoutta; Песенный открою короб]. И сейчас, будучи на пенсии, А. С. Степанова не оставляет свою дея­ тельность в качестве исследователя и просветителя. Жизненный путь привел ее от «забытой» карельской деревни в мир открытой науки. Будучи и носи­ телем культуры, и ее профессиональным знатоком, она адресует свои книги родным, землякам, широкой разноязычной аудитории и специалистам. Шомбозеро — место и история, родословие и память Родная деревня служит отправной точкой на линии жизни повествова­ теля и местом, в котором располагаются история рода и память семейно-род- ственной общности. С помощью коллег-историков автор воссоздала историю поселения Шомбозеро на берегу одноименного озера по документальным 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz