Разумова И. А. История рода и места в проекции жизненного пути карельского фольклориста и этнографа // Словесность и история. – 2021. – № 2. – С. 155-169.
История рода и места в проекции жизненного пути карельского фольклориста и этнографа в интернате, а на каникулах — в родной деревне. В Шомбозере было все меньше жителей, все больше временных приезжих. В 1947 г. прибыла экс педиция геологов. Они давали местным жителям возможность подработать, а еще познакомили с невиданными американскими консервами, концентра тами, яичным и томатным порошком — после войны эти «экзотические» продукты были у военных и у геологов. Порошок геологи меняли на рыбу, молоко, ягоды, а местные не знали, что с ним делать, и ели просто так, ока зываясь «истинными туземцами». С течением времени члены семьи Степановых, как и остальные шомб- озерцы, создавали свои малые семьи, приобретали разные профессии, ме няли места жительства, разъезжались по разным городам и поселкам Каре лии и далеко за ее пределы. Посещение родового дома и места вначале было периодическим или ситуативным, обусловленным хозяйственными потреб ностями (рыбалка, сенокос и т. п.), а затем стало совсем редким. Последнее захоронение в Шомбозере датируется маем 1959 г., когда умерла старая жительница, вернувшаяся в деревню по окончании войны и не желавшая покинуть родной дом. В июле 1960 г. постановлением рес публиканского правительства деревня была исключена из перечня суще ствующих поселений. После этого «здесь косили сено и ловили рыбу (...) поставили несколько рыбацких избушек, куда ездят и по сей день», добира ясь «по старым лесовозным дорогам, а далее на лодках на место бывшей де ревни. С годами мосты все больше и больше разрушаются, и ездить туда на автомобилях становится небезопасно» (с. 11). Труднодоступность бывшей деревни пока не позволяет ей стать местом туристического паломничества, как это происходит со многими другими «заброшенными», «мертвыми», «уснувшими» поселениями Карелии (сведениями о посещении их туристами изобилуют социальные сети). С окончанием истории деревни начинаются истории других мест и с дру гими сюжетами, проецируемыми на линию жизни. Их включает самая объ емная центральная глава книги «Воспоминания о моей жизни в Шомбозере и не только». «Не только» — это о деятельности сельских «национальных» школ-интернатов в 1930—1940-х гг., об учителях и учениках, о работе в лес ной промышленности, о судьбах разных выходцев из крестьянских семей, о повседневной жизни университетской молодежи 1950-х гг., о радостях и драмах молодой и «немолодой» семьи, о процессе вхождения в науку и страницах истории изучения карельского фольклора. Небольшая по объе му книга, написанная для сохранения семейной памяти, содержательно пре восходит свои задачи. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz