Разумова И. А. От «эго-документа» к «литературному факту»: об одной книге воспоминаний // История и словесность: журнал филологических и историко-культурных исследований. – 2020. – № 2. – С. 156-181.

И. А. Разумова рестает быть метафорой истории общественного строя. По-видимому, про­ исходит некая приватизация истории, при которой мемуары, дневники, авто/ биографии — все, что формирует сегодня мир non-fiction, — предлагают читателю более достоверную версию прошлого, чем исторический доку­ мент» [Балина]. С литературоведческой точки зрения мемуары рассматриваются как «нехудожественное повествование, предполагающее доминанту нефик- циональности» и конкретное авторство, вследствие чего они «помещаются между историческим повествованием и беллетристикой» [Боровикова, Гу- заиров и др., с. 348]. По формулировке А. Г. Тартаковского, который спра­ ведливо считается одним из основоположников изучения истории русской мемуаристики, главными признаками мемуаров как текстов являются «доку­ ментальность, ретроспективность, субъективность, связанная с проявлени­ ем индивидуального, личностного начала» [Тартаковский, 1991, с. 32]. Эта концепция разделяется всеми, кто изучает «мемуарную литературу», «ав ­ тобиографическую прозу», «дневниковую литературу», какие бы различия между ними ни устанавливались. Утвердилась идея «амбивалентной приро­ ды» такой литературы, требующей комплексного исследования различных ее форм в аспекте взаимодействия субъективного и документального начал [Маркусь; Резник, Заатов]. Другой аспект проблемы «двойственности» данного феномена — ис­ пользование литературно-художественных средств в литературе с установ­ кой на документальность и опирающейся на документ ( non -fiction ). В этом ракурсе рассматриваются в первую очередь тексты писателей — «профес­ сионалов», включенных в социальное поле литературы [Колядич; Кирилло­ ва; Кознова; Резник], а также представителей художественной интеллиген­ ции, то есть авторов, социально близких писательской среде и обладающих литературными навыками [Галькова; Воробьева]. Воспоминания, дневники, записки и т. п. лиц, не связанных с литературно-художественной деятель­ ностью, анализируются преимущественно в аспекте социально-культурной идентификации пишущих, их культуротворческой роли [Матханова; Сосло­ вие русских профессоров] и / или в качестве специфического исторического источника (см., напр.: [История в эго-документах; Хелльбек]. Для того что­ бы отнести тот или иной текст к сфере литературы, требуются некие кри­ терии, которые весьма вариативны. В этой связи уместно вернуться к кон­ структивистской идее о том, что профессия писателя относится к одной из наименее кодифицированных, несмотря на все усилия писательских сооб­ ществ и специалистов [Бурдье]. С одной стороны, свойства текста зависят от социально-культурных характеристик личности (не обязательно, но часто 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz