Разумова И. А. От «эго-документа» к «литературному факту»: об одной книге воспоминаний // История и словесность: журнал филологических и историко-культурных исследований. – 2020. – № 2. – С. 156-181.

И. А. Разумова Кравченко-Бережной напомнил об этом читателю, не нашедшему в вос­ поминаниях о XX веке «ничего об атомной и водородной бомбе, о Юрии Гагарине и человеке на Луне (...), об Эйнштейне и лазере, о клонировании и СПИДе, сулящем конец... Об Афганистане и Чечне...», а также о «самом главном» — распаде Союза (с. 412—413). В «его» XX веке главным была та война, на которой остались сверстники, их год рождения — 1926-й, «попав­ ший последним в мясорубку войны и измолотый в гигантских победоносных сражениях 1944-го и 1945-го (...). Я в долгу перед ними. Где-то когда-то они прикрыли меня собой. И пусть эта книга будет — в память о них. От меня, которому везло» (с. 411). За ключение «Между белым и красным» — один из многочисленных вариантов опи­ сания и осмысления войны представителем фронтового поколения, пробле­ ма формирования которого «по своей значимости выходит за рамки Вели­ кой Отечественной войны. Жизнь его продолжалась и после ее окончания, а специфика духовных феноменов, определенная особенностями тех усло­ вий, в которых они складывались, явилась важным фактором обновления общества, противостояния сталинизму» [Сенявская, с. 189]. «Дофронто- вой» опыт Р. А. Кравченко-Бережного отличался от опыта большинства со­ ветских сверстников, что сказалось на интерпретации событий, выводах из пережитой Истории и способе их представления читателю. При этом автор во многом мыслит и формулирует свои позиции в понятиях, характерных для текстов поколения «выживших на войне». Воспоминания Кравченко-Бережного отвечают на вопрос о том, что дало основание значительной части фронтовиков осмыслить и оценить свою жизнь как счастливую или удавшуюся, если это не «идеологическая ограни­ ченность», не религиозная вера и не только осознание случайности своего выживания. Жизнь «удалась» тому, кто выбрал оптимальное направление «самостроения» и сформировал определенное отношение к миру. Этот тип отношения включает приязненность, социальность, критицизм, сомнение в любой «казенной версии благополучия», «неприспособляемость» к вла­ сти, отрицание ксенофобии, установку на культурное развитие и гуманисти­ ческие ценности. Концепция не уникальна, она полностью соответствует этосу интеллигенции. Книга позволяет проследить и процесс его форми­ рования, и практику следования ему в уникальных исторических условиях и биографических рамках. С литературоведческой точки зрения, книга «Между белым и крас­ ным» ценна для изучения, во-первых, авторского самосознания, во-вторых, 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz