Разумова И. А. От «эго-документа» к «литературному факту»: об одной книге воспоминаний // История и словесность: журнал филологических и историко-культурных исследований. – 2020. – № 2. – С. 156-181.

И . А. Ра зумова го немца, который долечивался в санатории, двух советских военнопленных лейтенантов из лагеря-госпиталя и местного «полусумасшедшего поэта» (с. 8 9—92). Литература, основанная на эго-документах, автокоммуника­ тивна по природе. Автор книги комментирует фактические сведения, мысли и чувства автора дневника, а иногда и литературные свойства его записей, именуя «себя в прошлом» в третьем лице — «автором дневника». Одновре­ менно он ведет диалог с читателем. Следующее за дневником повествование о воинской службе и послево­ енной жизни выстроено по принципу ассоциативного соединения «картин прошлого». В дневниковой части этот принцип также отчасти присутствует, однако вставные фрагменты теснее связаны с фактами и прямой последо­ вательностью записей, поэтому являются больше дополнениями, исправ­ лениями. В контрапункте оказываются две реальности: наблюдаемая и су­ ществующая в памяти — и две интерпретации, которые различаются по времени, наличию / отсутствию дистанции от описываемых событий, возра­ сту, знаниям и опыту субъекта. У автора — и юного, и, тем более, взросло­ го — высокий уровень рефлексии. Он размышляет по поводу любых фактов и интерпретаций, сравнивая их, объясняя, противопоставляя и т. д. Способ организации текста книги соответствует жанру «стоп-кадр». Кравченко-Бережной часто использует это понятие, особенно когда пере­ ключает внимание читателя на эпизод, хронологически не связанный с пре­ дыдущим. Ситуативные синонимы — «вспышки (памяти)», «картины», «прыжок в пространстве и времени», «нырок в прошлое» и др. «Стоп-ка­ дры» соединяются не хронологией и не биографической траекторией, но ас­ социативными связями — по принципу монтажа в кинематографе. Кине- матографичность — свойство художественной литературы XX в. [Цивьян; Коваленко; Мартьянова]. Оно, с одной стороны, представляет совокупность общих признаков киноискусства и литературы [Можаева], с другой стороны, может рассматриваться как особый стиль художественной прозы, сложив­ шийся под влиянием киноэстетики и по-разному проявляющийся в индиви­ дуальных стилях [Михайловская, Тортунова]. Кинематографичность опреде­ ляется как «характеристика текста с преимущественно монтажной техникой композиции, в котором различными, но прежде всего композиционно-син­ таксическими, средствами изображается динамическая ситуация наблюде­ ния» [Мартьянова, с. 7]. Рассматриваемый текст основывается не столько на динамике наблюдения, сколько на прерывистом монтаже. Историческим источником книга остается и за рамками дневниковой ча­ сти. В первую очередь это касается военной повседневности и обстоятельств службы в послевоенной Германии. Самым сильным впечатлением Кравчен­ 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz