Разумова И. А. От «эго-документа» к «литературному факту»: об одной книге воспоминаний // История и словесность: журнал филологических и историко-культурных исследований. – 2020. – № 2. – С. 156-181.
И. А. Разумова вее всего называть «Между белым и красным» «воспоминаниями». Вме сте с тем здесь допустимо использовать термин «мемуары» в значении ли тературного произведения, основанного на памяти, имеющего установку на достоверность, организованного в цельный, достаточно объемный книжный текст. Установка на достоверность, как и понимание исторического значе ния, избирательности и субъективности памяти высказаны автором прямо: «Эта книга, если хотите, фотоальбом, сборник стоп-кадров памяти, свиде тельских показаний. Десяток лет, уйдя в прошлое, могут не оставить по себе и следа, а мгновенья, камешки мозаичного панно Истории, впечатываются в память и остаются до конца дней. Где-то в том панно их недостает. Ан вот они, у меня. Такой вот альбом я и предлагаю читателю. Мгновенья обещаю воспроизводить без ретуши, по принципу: „Правду, только правду, и ничего кроме...". Впрочем, всех нас, бывает, заносит... Но буду стараться» (с. 4). Жанр «стоп-кадры» связан с системой организации книги, в которой требовалось объединить автобиографическую линию с дневником и исто риями из последующей военной и послевоенной жизни. Дневник и мемуары и как источники, и как типы текстов различаются функционально, сюжетно и по структуре. Тем не менее в литературной традиции они нередко перете кали друг в друга, совмещаясь в одном произведении. На это в свое время обратил внимание А. Г. Тартаковский, отметив, что «в мемуарной практике прошлого и настоящего дневниковые записи очень часто служили исходным материалом при составлении впоследствии мемуарных повествований (...), „прерывистая микроструктура" свойственна многим памятникам русской мемуаристики XIX—XX веков» [Тартаковский, 1999, с. 41]. Воспоминания Кравченко-Бережного полностью соответствуют литературной традиции. Для публикации в книге сформирована структура дневника, состояв шего из двух общих тетрадей. Содержание разделено на главы, имеющие названия. Весь раздел, основанный на дневнике, назван «Нашествие», он единственный в оглавлении к книге выделен прописными буквами. Всего разделов четыре, в оглавлении они отделены пробелами, без заголовков, а по содержанию условно (поскольку включают многочисленные отступле ния) соответствуют: 1) довоенному периоду; 2) оккупации; 3) завершающему этапу войны и фронтовой жизни повествователя; 4) послевоенному времени. Автобиографическому канону более всего соответствует начало кни ги — главы, предпосланные дневнику. В них — о детстве, родителях, насы щенное яркими деталями описание Кременца середины 1930-х гг. глазами ребенка, который едет или идет по городку с родителями и старшим братом, о разговорах с отцом, подготовке к учебе, о гимназии. Затем, в главке «П е редышка», несколько страниц посвящено времени с осени 1939-го до июня 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz