Разумова И. А. От «эго-документа» к «литературному факту»: об одной книге воспоминаний // История и словесность: журнал филологических и историко-культурных исследований. – 2020. – № 2. – С. 156-181.

стороны. Этот вариант названия, во-первых, увеличивает дистанцию между автором и чи­ тателями, во-вторых, формулирует основной сюжет, привлекая внимание потенциальной аудитории, в-третьих, определяет жанрово­ тематическую принадлежность книги и соци­ ально-исторический тип повествователя (это мемуары советского солдата Второй миро­ вой). Смысловой фокус русских названий — человек во времени, индивидуальный опыт переживания истории. Название первой кни­ ги стало подзаголовком той, которая названа «Между белым и красным», что предполагает коннотации с российской, семейной история­ ми и биографией Р. А. Кравченко-Бережного. Жанровое обозначение «стоп-кадры» имело для автора принципиальный характер. В аннотациях отмечается, что этот жанр им «изобретен». Кравченко-Бережной отказывался называть свое сочинение «мемуарами», на чем настаивал, иронично поясняя, что мемуары «публику­ ют те, кого в зарубежье кратко именуют VIP, виайпи, Очень Важными Пер­ сонами. Еще мемуары исходят от лиц, приближенных к виайпи: родственни­ ков, секретарей, горничных, охранников», и «делают это, скорее всего, за них. (...) Во всяком случае, эта книга написана автором лично» (с. 4). Еще Роман Александрович, неотъемлемым качеством которого была самоиро- ния, любил называть свои сочинения «мемуаразмами», добавляя: «с учетом возраста автора». М. Лаппо справедливо связывает проблему типологии мемуарных изданий с семантикой и употреблением понятий: «„Мемуары* (за счет иноязычного происхождения слова) относятся к более официальным текстам, опирающимся на документы, пишутся более „солидными“ автора­ ми, например военными (...) „ Воспоминания“ за счет существования дру­ гого лексико-семантического варианта этого слова, употребляемого в фор­ ме ед. ч., — показатель менее претенциозного текста» [Лаппо, с. 49—50]. Кравченко-Бережной если и претендует на «воспоминания», то с уточнени­ ем: «Разве что так — некоторые воспоминания, некоторые размышления. (...). „Воспоминания и размышления“ — это у славного маршала Жукова, под знаменами которого я имел честь служить и сражаться с осени сорок четвертого до конца войны. Он был маршал, я — солдат. И масштабы у нас во всём — соответствующие» (с. 5). Не нарушая волю автора, справедли­ От «эго-документа» к «литературному факту»: об одной книге воспоминаний 4. Обложка книги «Между белым и красным» 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz