Разумова И.А. «Cевер» – категория времени.

Кольский Север: место и время И.А.Разумова "СЕВЕР" - КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ Времен столько, сколько вещей; а вещей, или, вернее, родов их столько, сколько смыслов и идей. Время - боль истории, непонятная "научным" исчислениям времени. А.Ф.Лосев Адаптация к Северу Кольский Север, рассматриваемый как социокультурное пространство, по ряду признаков может быть объединен с рядом других северных территорий. Во многом сходны процессы заселения и индустриализации "северов" за счет принудительных мер или привлечения рабочей силы с помощью экономических, идеологических и прочих стимулов. Можно проследить некоторые общие тенденции, касающиеся демографического развития разных северных регионов (см., например, [Артюхов и др., 1999]), а также межэтнических коммуникаций, то есть взаимоотношений аборигенного населения (финно-угорского, самодийского и пр.) и "пришлого" смешанного русскоязычного. Типологически сходны северные промышленные города. Вместе с тем Кольский Север имеет и ярко выраженные отличия от прочих "северов". Это связано, прежде всего, с его геополитическим положением, а также с ролью научного фактора в развитии края. Мурманская область является и одной из самых урбанизированных в стране, здесь в городах проживает 93,5% населения (по данным переписи 2002 г.). При этом все города, за исключением областного центра, можно отнести к типу "малых" индустриальных. Подавляющее большинство населения - прямые потомки тех, кто переселялся на Крайний Север, начиная с первых десятилетий XX века, и особенно - с конца 1920-х до 1980-х гг., а также сами мигранты. Регион, таким образом, представляется едва ли не идеальным объектом для исследования социокультурной динамики в XX веке, урбанизационного "скачка" и технологий его осуществления, а также форм осмысления данных преобразований индивидами и группами. Несмотря на то, что Мурманский край постепенно включался в пространство общенациональной культуры, начиная с первых веков колонизации (ХІ-ХІІ вв.), более или менее цельный образ территории сформировался в XX веке. Этот образ не мог бы сложиться при отсутствии относительно стабильного регионального сообщества, его самоидентификации и определения извне: в более широком значении - "северяне", в суженном - "мурманчане". Функционирование таких обозначений, их достаточно высокая частотность указывают на то, что существует ряд идентифицирующих 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz