Разумова И.А. «Cевер» – категория времени.

северян", причем не только поколения "первопроходцев", но и их потомков. В самосознании северного сообщества закреплены такие автостереотипы, как предрасположенность к созидательной, культуротворческой деятельности, активному образу жизни, предприимчивость и выносливость, жизнестойкость и жизнелюбие и т.п. Одновременно и в мироощущении, и в формах поведения, и в социальных практиках жителей севера обнаруживаются другие особенности восприятия времени, его культурного отражения. Культурное отражение реальностей времени - "относящиеся к тому или иному конкретному времени типичные символы, ценности, правила и ориентации, которых придерживаются различные группы, сообщества, классы и т.д. Они фиксируются в определенных кодексах и включаются в социальное сознание или культуру, приобретая характер норм и правил межличностного общения, придавая различным обществам отчетливый "временной профиль" [Штомпка, 1996, с.74-75]. Индикация времени: сезонный цикл Полуостровное положение Кольского Севера, отделенного от "материка" еще и символической границей полярного круга, способствует восприятию данной территории как: а) относительно автономной, б) противопоставленной всем южнее расположенным территориям и в) находящейся в зоне "экстремальности", т.е. "края земли". Большинство жителей России специфически относятся к Крайнему Северу, "неведомому", как реальность, и вместе с тем хорошо знакомому по сказочным и мифологическим образам. По воспоминаниям переселенцев, таково было и их изначальное отношение: "Эта территория казалась такой загадочной и неведомой, и это еще сыграло свое, что я решила ехать сюда, хотелось новых ощущений" (Ж, 1945 г.р.)*; "Моя сестра до сих пор не верит, что у нас летом двадцать четыре часа светло. Она считает, что такого просто не может быть. Она воспринимает север, как сказку, где сплошные снега, елки. Кто вообще ничего не знает о севере, считает, как и я раньше, что мы здесь ездим на санях, на оленях, что нас постоянно засыпает снегом, что мы разводим оленей и собак" (Ж, 1960 г.р.). В этом "иномирном" пространстве оказываются иными и качества времени: продолжительность, темпы, ритмы, членение на отрезки. Не оправдываются "социально ожидаемые длительности" (Р.Мертон) - свойственные людям "множественные нормативные ожидания, рассчитанные на скорость определенных процессов <...>, нормы, предписывающие ритмы и интервалы процессов" и т.д. [Штомпка, 1996, с.78-79]. Эти нормы касаются и социальных процессов и природных. Конечно, переселенцам из разных областей непривычными кажутся разные вещи, особенно когда речь идет о природно- климатических явлениях: вологжанина труднее удивить холодом, чем переселенца с Кубани. Тем не менее большинство информантов, рассказывая о первом впечатлении по приезде, дружно отмечают несоответствие состояния природы времени года: "Когда я сюда приехала, меня поразило, что мы приехали в августе, в середине августа, и здесь шел дождь, все было серое такое, и я так подумала: *Все тексты интервью, цитируемые в этом разделе статьи, записаны Э.А.Зверевой. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz