Разумова И.А. «Cевер» – категория времени.
исторический процесс в мифологических категориях и терминах <...>; если исходной ситуации статус сакральности определяет восприятие некоторого состояния как первоначального, нового, то в данном случае, напротив, статус новизны придает историческим событиям отпечаток сакральности" [Успенский, 2002, с.32]. Таким образом, перед нами "эпоха первотворения", как она и воспринимается, и репрезентируется самими северянами. С разработки недр, строительства дорог, промышленных объектов, городов и т.д. начинается история, новый отсчет времени Севера. Если можно говорить об особой "северной" картине мира как она предстает в совокупности текстовых репрезентаций в городской культуре, то организующее ее время, безусловно, обладает рядом специфических свойств. Разумеется, собственно мифологические коннотации, соответствующие космологической модели (освоение Севера как "начало времен"), обнаруживаются преимущественно в художественно-публицистическом и поэтическом вариантах так называемого "Кольского текста" [Разумова, Тарабукина, 2005]. Вместе с тем все "первое", что создано на этой земле человеком, отмечено и акцентировано в повествованиях иного рода, в том числе устных: в автобиографиях жителей, их рассказах о переезде на Север, в историях о городах и поселках, а также в спонтанных высказываниях, которые возникают при беседах, особенно с приезжими. Мы приведем некоторые иллюстративные примеры - цитаты из нарративных и полуструктурированных интервью биографического и устно исторического характера . Идея создания новой жизни преобладает, прежде всего, в текстах исторической направленности. Из рассказа об истории г.Кировска: "И тогда, вроде, люди сразу разделились на тех, кто только хотел ограбить Хибинские горы, и тех, кто хотел здесь создавать жизнь, строить железную дорогу, сооружать новый город. Но, насколько я знаю, это сначала казалось утопией. Ведь никто не мог сказать, кто здесь будет создавать новое производство, кто будет бороться с болотами, и никто не знал, где на все на это добыть денег < ...> Отец говорил, что апатитовая промышленность была возведена на пустом месте " (Ж, 1940 г.р., инт. О.В.Доценко). Закономерно, что соответствующая риторика лучше всего представлена в текстах интервью с краеведами - профессионалами и любителями, поскольку у этой категории людей есть навык рассказывания об истории, например, города Мончегорска: "Все тогда было первым: школа, детский сад и ясли, поликлиника. Поселок, который вырос около школы, стали называть "Первый километр" - отсчет шел от пристани и саамских избушек семьи Архиповых. По озеру Имандра пришел первый большой буксир, названный в честь строящегося комбината - "Североникель". Из поселка протянулись первые дороги - на Нюд, в сторону соцгородка. Вскоре стал ходить по проселочной дороге первый автобус" (М, 1929 г.р., историк-краевед, инт. Е.Е.Гриценок). Подчеркнутая этиологичность - отнюдь не единственная характеристика "времени Севера", но она во многом определяет мироощущение "новых ’Интервью были проведены в 2004-2006 гг. как со специальными (в рамках данной проблематики), так и с иными целями. Тексты находятся в Музее-архиве ЦГП КНЦ РАН. При цитировании указывается пол, возраст респондента и фамилия интервьюера. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz