Разумова И.А. «Cевер» – категория времени.
определенную историю, с другой стороны, подчиняется в своей жизни специфическим "ритмам Севера". В свою очередь, Север имеет свое начало в истории, если рассматривать его сквозь призму колонизационного процесса или глазами мигрантов, которые осознают себя одновременно свидетелями и участниками индустриального и социального развития региона. Об адаптации переселенцев к Крайнему Северу как о массовом процессе сейчас уже следует говорить в прошедшем времени. Этот процесс имел два основных вектора: собственно территориальный и социальный. В общем миграционном потоке значительную часть составляли сельские жители. Переезд на север, особенно в первые послевоенные десятилетия, спасал их от материальной скудости деревенского существования, часто - от голода, а также от крепостной колхозной зависимости. Для них, как и для тех, кто решал путем переезда проблемы трудоустройства и отсутствия жилья, Север стал землей обетованной. Улучшение жизнеобеспечения, достижение более высокой степени эмансипации (от властей, родителей и т.д.) повышали социальный статус приезжих. Это объективное обстоятельство сказалось на их положительном отношении к новому месту жительства. Иначе приспосабливались к жизни на Севере спецпоселенцы, для которых перемещение было связано, напротив, с понижением статуса. С местом вынужденного пребывания их могли постепенно примирить и даже "сроднить" обретение новых социальных связей (создание семьи, установление дружеских контактов) и результаты коллективной деятельности по строительству городов. Эта деятельность одухотворялась идеей созидания новой жизни на такой земле, которая, казалось бы, не подходит для человеческого существования. Здесь следует отметить одну типологическую особенность культуротворческого процесса в период индустриального развития Крайнего Севера. Основания новых городов - это фундаментальные новшества, результат созидательных процессов, обозначаемых в теории социальных изменений как морфогенезис. "Морфогенетические процессы сыграли решающую роль в происхождении всех цивилизаций, в технологических, культурных и социальных достижениях человечества, начиная с ранних примитивных обществ и кончая современной индустриальной эпохой", - пишет П.Штомпка [Штомпка, 1996, с.37]. Адаптация же относится к трансмутационным процессам и влечет за собой модификацию, реформацию или пересмотр существующих социальных установок. Она имеет разные формы - от простой репродукции до изменений качественного характера, или трансформаций [там же, с.37-39]. Таким образом, в ситуации, когда приехавшие строят своими руками "с нуля" свой город, мы имеем дело с культурной адаптацией особого рода. Переселенцы должны приспособиться исключительно к пространству, к его в высшей степени специфическим природно-климатическим условиям, особенно с точки зрения жителей отдаленных исходных территорий. Это процесс интериоризации места. Что касается социокультуры, то "первостроители" создают ее себе сами. Освоение Севера - процесс, значение и ускоренные темпы которого усиливают его концептуализацию как "события" национальной истории. Высокий статус этого события поддержан официально-политическим, публицистическим, художественно-поэтическим дискурсами. При восприятии таких "эпохальных" для судьбы народа событий историческое сознание "как бы уступает место сознанию космологическому, которое заставляет воспринимать 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz