Разумова И.А. «Cевер» – категория времени.

признаков, на основе которых осуществляются определение и самоопределение жителей при всем различии их этнических культур, социальных характеристик, индивидуальных биографий. К "северянам" относят очень разные категории людей. Во-первых, тех, кого принято называть представителями коренных народов Севера. Во-вторых, русских и нерусских старожилов, которые давно признали Север своей малой родиной, но сохранили память о землях предков. В-третьих, тех, кто может быть причислен к северянам формально - по факту своего рождения. Наконец, вынужденных и добровольных переселенцев, волею судеб оказавшихся на Севере в течение последних десятилетий. Одни из них вполне укоренились на этой земле, другие так и не смогли привыкнуть к ней. Региональная (локальная) идентичность самих северян весьма неоднозначно соотносится с другими формами идентичности, что соответствует современной социальной ситуации, которая характеризуется как "дробление идентичностей". Использовавший это понятие П.Суси пишет: "Распад современной политической идентичности, которая рассматривает гражданина как члена политического сообщества, ведет к быстрому распространению коллективных идентичностей, основанных отчасти на точно определенных условиях участия в организации общества, отчасти на экзистенциальных особенностях условий жизни, личного характера и экспрессивных и эклекгивных свойств" [Суси, 1995, с.69]. Идентичность все более основывается на специфике "жизненного мира", структурах повседневного опыта, т.е. на характерном образе жизни, включающем пространственные и временные показатели. Идентификация себя с местом и локальным сообществом того или иного уровня является одной их таких форм. В нашем случае это, среди прочего, означает, что признание себя "северянином" строго не детерминировано ни этнической принадлежностью, ни длительностью проживания на севере, ни фактом рождения, ни иными социально-демографическими или биографическими факторами. Более того, региональная идентичность изменчива и ситуативна, как и любая другая. Она ассоциирована с осознанием и переживанием своей исключительной связи с данным местом и соответственно может быть рассмотрена как высокая степень адаптации к нему. Речь идет в первую очередь о социокультурной адаптации индивидов и различных групп мигрантов к новым условиям, а также об осознании и переживании ими данного процесса. Не вдаваясь здесь в существо различных подходов к определению понятий "культурная адаптация" и "социальная адаптация" (см., например, [Философские проблемы .., 1985; Березин, 1988; Шпак, 1991; Дубченко, Мытиль, 1995; Аарелайд-Тард, 2003]), примем определение, которое, на наш взгляд, пока приемлемо и достаточно. В соответствии с ним культурная адаптация представляет собой приспособление социальных групп и отдельных индивидов к изменяющимся природно-климатическим, социальным, экономическим условиям, посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни, а также механизмов трансляции социального опыта [Культурная адаптация, 2006]. Адаптация сопутствует любому социальному изменению, в том числе она составляет важнейший и итоговый этап миграционного процесса. Особое значение имеет феноменологический ракурс рассмотрения проблем культурной адаптации. При территориальных перемещениях людей даже в пределах одной страны на их адаптацию, как известно, влияют множество 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz