Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.

Этнографы выделяют еще одну группу поминальных обрядов - индивиду­ альные посещения могил по разным поводам, которые «могли выступать и отно­ сительно самостоятельно, так сказать, вне поминального графика. Но по сравне­ нию с приуроченным к поминкам коллективным паломничеством на кладбище обряды посещения могил по разным другим поводам носили менее театрализо­ ванный, скорее даже интимный, характер»26. Собственно посещение могилы вхо­ дит в ритуальные поминальные сценарии, но оно может осуществляться и отдель­ но - в связи со значимыми событиями в жизни индивида и семьи, после «вещего» сновидения, просто в силу личной потребности. Степень ритуализации поведения в ситуации посещения могилы может варьировать: от полного соблюдения риту­ ального сценария до простых «сидения» и «молчания», но в любом случае дейст­ вуют специфические нормы. Существует особый этикет, следовать которому предписывает обычай при посещении кладбища, чем бы оно ни мотивировалось, вплоть до удовлетворения любопытства. Кстати, правила поведения на кладбище установлены нормативными документами, и ответственные организации старают­ ся довести их до сведения посетителей - на случай неосведомленности в обычаях. Нарушение этикетных правил пребывания на кладбище воспринимается общест­ венностью не просто как «невоспитанность» или «криминальное поведение» (в зависимости от того, насколько серьезны нарушения), но, прежде всего, как «ос­ корбление памяти умерших» и, следовательно, живых. Таким образом, погребальная и поминальная (мемориальная) функции некрополя должны быть разграничены. Собственно осуществление погребения —в ритуальных формах или без соблюдения ритуала - может осуществляться в раз­ ных местах и по-разному. Если же вернуться к этимологии слова «погребение» (захоронение в землю) и соотнести его с многообразными практиками «утилиза­ ции» останков человека, придется признать, что для существования некрополей необходимы обоснования не утилитарного, а социально-культурного и социально- экономического свойства. Сомнительно, чтобы к таким основаниям в настоящее время можно было отнести «поддержание символической связи с предками». Хотя для очень многих людей и родственных общностей эта функция весьма актуальна, вряд ли меньшее число индивидов и семей признают, что память «живет внутри нас», и ушедших надо не столько «поминать», сколько «вспоминать» или «пом­ нить». Социально-экономические противоречия За обсуждением историко-культурных проблем некрополя, как правило, остаются на периферии очень острые вопросы, касающиеся выполнения кладби­ щем своего прямого утилитарного назначения. «Производственные» аспекты его функционирования до недавнего времени интересовали только специалистов- практиков. Для работников отрасли, занимающейся похоронным делом и подве­ домственной органам коммунального хозяйства, кладбище —это «градостроитель­ ный объект, имеющий обособленный участок земли, на территории которого рас­ полагаются места захоронений тел (останков) умерших и/или кремированных ос­ танков (праха) умерших, а также административные и производственно­ технические здания, дороги, водопровод и другие элементы инфраструктуры»27 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz