Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.
Этнографы выделяют еще одну группу поминальных обрядов - индивиду альные посещения могил по разным поводам, которые «могли выступать и отно сительно самостоятельно, так сказать, вне поминального графика. Но по сравне нию с приуроченным к поминкам коллективным паломничеством на кладбище обряды посещения могил по разным другим поводам носили менее театрализо ванный, скорее даже интимный, характер»26. Собственно посещение могилы вхо дит в ритуальные поминальные сценарии, но оно может осуществляться и отдель но - в связи со значимыми событиями в жизни индивида и семьи, после «вещего» сновидения, просто в силу личной потребности. Степень ритуализации поведения в ситуации посещения могилы может варьировать: от полного соблюдения риту ального сценария до простых «сидения» и «молчания», но в любом случае дейст вуют специфические нормы. Существует особый этикет, следовать которому предписывает обычай при посещении кладбища, чем бы оно ни мотивировалось, вплоть до удовлетворения любопытства. Кстати, правила поведения на кладбище установлены нормативными документами, и ответственные организации старают ся довести их до сведения посетителей - на случай неосведомленности в обычаях. Нарушение этикетных правил пребывания на кладбище воспринимается общест венностью не просто как «невоспитанность» или «криминальное поведение» (в зависимости от того, насколько серьезны нарушения), но, прежде всего, как «ос корбление памяти умерших» и, следовательно, живых. Таким образом, погребальная и поминальная (мемориальная) функции некрополя должны быть разграничены. Собственно осуществление погребения —в ритуальных формах или без соблюдения ритуала - может осуществляться в раз ных местах и по-разному. Если же вернуться к этимологии слова «погребение» (захоронение в землю) и соотнести его с многообразными практиками «утилиза ции» останков человека, придется признать, что для существования некрополей необходимы обоснования не утилитарного, а социально-культурного и социально- экономического свойства. Сомнительно, чтобы к таким основаниям в настоящее время можно было отнести «поддержание символической связи с предками». Хотя для очень многих людей и родственных общностей эта функция весьма актуальна, вряд ли меньшее число индивидов и семей признают, что память «живет внутри нас», и ушедших надо не столько «поминать», сколько «вспоминать» или «пом нить». Социально-экономические противоречия За обсуждением историко-культурных проблем некрополя, как правило, остаются на периферии очень острые вопросы, касающиеся выполнения кладби щем своего прямого утилитарного назначения. «Производственные» аспекты его функционирования до недавнего времени интересовали только специалистов- практиков. Для работников отрасли, занимающейся похоронным делом и подве домственной органам коммунального хозяйства, кладбище —это «градостроитель ный объект, имеющий обособленный участок земли, на территории которого рас полагаются места захоронений тел (останков) умерших и/или кремированных ос танков (праха) умерших, а также административные и производственно технические здания, дороги, водопровод и другие элементы инфраструктуры»27 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz